Где купить
Вернуться в блог
06.06.2016 18:28:00

Развиваем речь и память: шаг за шагом

Речь – это один из основных инструментов развития интеллекта. Чем раньше маленький человек усвоит язык, тем легче и полнее он сможет усваивать знания об окружающем мире. Но как понять, правильно ли развивается речь малыша? Как помочь ему? Можно ли это сделать самостоятельно или обязательно нужна помощь специалиста?

В возрасте от 2-х до 5-ти лет ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, поэтому именно этот период крайне важен для развития речи. 

Если к трем годам словарный запас малыша составляет от 1000 до 2000 слов, то к пяти эта цифра возрастет до 3000 слов. Обогащению языка способствуют новые задачи, возникающие в общении и собственной деятельности. При этом речь развивается не только количественно, но и качественно. Ребенок учится слышать и корректировать свое произношение, и к пяти годам в речи малыша уже могут встречаться лишь отдельные недостатки, вроде замены Р на Л или нечеткого произнесения шипящих. 

К логопеду необходимо обращаться, если малыш:

- совсем не говорит;
- не отвечает на простые вопросы и не понимает, что ему сказали;
- демонстрирует сильное отставание. 

В этом случае только специалист сможет определить, что именно нужно делать, чтобы решить проблемы развития речи малыша. 

Дети познают язык, используя свои особые способы, такие как игры со звуками, рифмами, словотворчество. Эксперименты со словами рождают большое количество словесных форм, которые так умиляют родителей, и этот процесс крайне важен для всего хода речевого развития.

iStock_000006299479Small.jpg

Как же можно помочь малышу в решении непростой задачи изучения языка и развития речи:

- обращать внимание на правильное произношение звуков;
- учить различать твердые и мягкие согласные, выделять первый звук в слове;
- учить понимать и правильно употреблять в речи предлоги; 
- строить разные типы предложений, исправляя неправильное согласование слов;
- обращать внимание на различные способы образования однокоренных слов (прилагательных и существительных);
- учить образовывать названия предметов в единственном и множественном числе;
- знакомить с новыми словами и обобщающими понятиями;
- побуждать использовать в речи синонимы и антонимы;
- просить пересказывать прочитанные сказки и рассказы, составлять истории по картинкам;
- стимулировать проявления собственной речевой активности;
- развивать интонации, умение регулировать темп речи и силу голоса.

Многие из этих задач почти автоматически могут быть решены регулярным чтением. Именно в процессе чтения ребенок привыкает к правильному построению речи и знакомится со всем богатством родного языка.

Кроме того нельзя забывать о развитии мелкой моторики. Именно она способна улучшить произношение ребенка, а значит развить его речь. Для этого можно использовать и различные соответствующие возрасту игрушки, вроде мозаики, шнуровок, нанизывания бусинок, и специальные упражнения и массаж.

shutterstock_245686051.jpg

Между развитием речи и памяти существует тесная взаимосвязь. Ведь именно возрастание в жизни малыша роли речи способствует в свою очередь и развитию памяти. 

В возрасте 3-5 лет память ребенка играет роль первой скрипки в огромном оркестре сложных умственных процессов. Главной особенностью развития памяти у детей в этот период является непроизвольный характер запоминания. То есть малыш запоминает все не специально. При этом запоминает он преимущественно образы, это связано с тем, что в этом возрасте у него доминирует эмоциональная память. Чем интереснее то, что происходит с ребенком, чем сильнее эмоции, которые он испытывает, тем легче происходит процесс запоминания. Дети легко запоминают любимые ими стихи, сказки, фрагменты мультфильмов, особенно, если сопереживают героям.
Важно стимулировать развитие произвольной памяти, когда ребенок понимает, что перед ним стоит задача запомнить то, что от него хочет взрослый. Для этого нужно как можно чаще побуждать малыша к рассказам о просмотренном спектакле или мультфильме, пересказу прочитанной книги, заучиванию стихов, сочинению собственных историй и сказок. 

Dollarphotoclub_66508011-700x466.jpg

Какие же приемы можно использовать, чтобы превратить тренировку памяти из скучного занятия в увлекательную игру? 

- ежедневно вспоминать и обсуждать с малышом события прошедшего дня;
- обращать внимание на события прошлого;
- совместно просматривать фотографии и видео из семейного архива; 
- чаще задавать малышу вопросы о его воспоминаниях;
- побуждать ребенка к наблюдению и обследованию, обращая внимание малыша на разные качества и характеристики объектов.

Кроме того существует большое количество разнообразных упражнений, направленных на развитие памяти. Их систематическое выполнение способствует, в том числе, и совершенствованию навыков устной речи:

Зрительная память

В группе карточек добавляется, убирается или заменяется одна из картинок. Ребенок должен определить, что изменилось.
Вариация этой игры с использованием двух одинаковых картинок с некоторым набором отличий. Изучив некоторое время первую картинку, ребенок должен сказать, чем отличается второе изображение, показанное взрослым.

Ассоциативная память 

Взрослый называет предметы, а ребенок должен вспомнить и представить их, а затем описать свойства, внешний вид и особенности.

Двигательная память

Ребенок закрывает глаза, а водящий без слов (только подталкивая руками) проводит его по несложному маршруту и заставляет совершить некоторую последовательность действий (шаги вперед/назад, наклоны, приседания и т.п.). Затем ребенок должен открыть глаза и повторить путь, воспроизведя при этом все движения.

animals_background_02.jpg 

    Набор "Речь и память"     

           Заказать сейчас




Развитие речи и памяти крайне важны для будущего ребенка, поскольку именно от них во многом будут зависеть дальнейшие успехи или неудачи в обучении.

Помочь родителям в развитии речи и тренировке памяти малышей призван набор «Речь и память», который входит в серию развивающих наборов Умнотека. Включенные в набор пособия, игры и подробные рекомендации для родителей превратят занятия в увлекательную игру и позволят не только расширить словарный запас и потренировать память, но и сформировать у ребенка грамотную и связную речь.