Притчи иисуса христа толкование скачать

Евангельские притчи Господа нашего Иисуса Христа с толкованиями святых отцов и учителей церковных

В книге, подготовленной кандидатом богословия В. В. Черновым собраны наиболее авторитетные толкования всех притч Спасителя: от святителей Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Феофилакта Болгарского до выдающихся проповедников XX столетия — праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Антония (Блума) и других известных архипастырей и пастырей.

Притчи Христовы — это краткие наставления, образы для которых Господь заимствовал из окружающей жизни. Некоторые притчи Спаситель особо изъяснял ученикам наедине, но в основном Он рассказывал их без всякого дополнительного пояснения, оставляя слушателям самим вникать в Его слова и разуметь значение приводимых примеров и подобий. Сам жанр притч, как особо измышленных поучительных историй, служащих для пояснения действительных ситуаций, известен еще в Ветхом Завете. К таким притчам относятся история Иофама о деревьях, избирающих себе царя (Суд. 9, 7-20) или повесть о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу, рассказанная пророком Нафаном царю Давиду.

Евангельские притчи Господа нашего Иисуса Христа с толкованиями святых отцов и учителей церковных скачать fb2, epub бесплатно

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник [*]: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.

На пути всей нашей жизни Господь посылает нам знаки и вразумления для нашего исправления. Сокровенные знаки Промысла Божия, вещественные и словесные, расставлены на жизненном пути каждого из нас в изобилии, они указывают нам волю нашего Небесного Отца и Праведного Судии. В книге рассказывается о чудесных случаях спасения наших современников, о том в какой момент Господь забирает душу человека, приводятся случаи таинственных необычных совпадений, предчувствий незадолго до смерти, свидетельствующих о том, что над нами есть Недремлющее Око.

ЧАСОСЛОВ (греч. ῾Ωρολόγιον), в Православной церкви богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия богослужений дневного суточного круга: Утрени, Полунощницы, Изобразительных, Вечерни, Повечерия и Часов с междучасиями (отсюда название). Различают два вида Часослова: большой и малый. Большой Часослов содержит последования Полунощницы вседневной, субботней и воскресной, Повечерия великого и малого, Часов с междучасиями обыкновенных, а также в навечерие Рождества Христова, Богоявления и в пятницу Страстной недели, последования Изобразительных, Утрени вседневной и пасхальной, Вечерни великой и малой. В современном славянском Часослове печатаются, кроме того, утренние молитвы, читаемые после Полунощницы, последование возвышения панагии, совершаемое после чина Изобразительных, благословение трапезы после Вечерни, канон Богородице (Феостирикта монаха), молитвы на сон грядущим, тропари, кондаки, Богородичны и причастны для седмичного и годичного богослужебного круга, Месяцеслов с песнопениями в честь святых, Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Малый Часослов является сокращением большого. Составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, во времена которого Часослов заключал в себе чинопоследование ежедневной церковной службы. Затем он, возможно, редактировался Софронием, будущим патриархом Иерусалимским, дополнялся Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. Появление первых полных Часословов относят к 9 в.

Источник

Клайн Снодграсс — Притчи Иисуса

31 Авг 2018 | Комментарии и толкования | Просмотров: 6 506

Об издании:

Книга «Притчи Иисуса» предлагает пасторам и студентам богословских семинарий информативный и доступный справочник по притчам Иисуса. Клайн Снодграсс знакомит нас с увлекательными подробностями того контекста, где эти истории прозвучали впервые, с тем, какое место они занимали в служении Иисуса Христа, и с тем, как их толковали древние и современные комментаторы. Сознательно придерживаясь евангельского подхода, Клайн Снодграсс предлагает нашему вниманию широкий спектр разнообразных мнений и трактовок.

Автор начинает с обзора фундаментальных вопросов, связанных с толкованием притч. Предлагая новую, более функциональную систему классификации притч Иисуса, а также принципы их толкования, он анализирует и другие притчи, которые нередко упускаются из виду, включая притчи из Ветхого Завета, еврейских писаний и греко-римских источников. Главы сгруппированы по темам, длине и важности притч Иисуса, дается подробный анализ каждой из них, включая их культурно-исторический контекст и значение для современных христиан.

Читайте также:  Поле с красными цветами сонник
Содержание

Предисловие
Сокращения и условные обозначения
ПРИТЧИ ИИСУСА. ВВЕДЕНИЕ
Необходимые исторические сведения
Что такое притча?
Классификация притч
Как быть с аллегорией?
Отличительные черты притч Иисуса
Распределение притч
Как толковать притчи?
Новозаветная критика — предпосылки, вопросы, методы и практика
ПРИТЧИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Ветхий Завет
Раннееврейские источники
Греко-римские источники
Первая церковь
Более поздние еврейские источники
БЛАГОДАТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Притча о немилосердном заимодавце (Мф. 18:23-35)
Притча о двух должниках (Лк.7:41-43)
ПРИТЧИ О ПОТЕРЯННОМ И НАЙДЕННОМ
Композиция (Лк.15)
Притча о заблудшей овце (Мф.18:12-14/Лк.15:4-7)
Притча о пропавшей монете (Лк.15:8-10)
Притча о двух блудных сыновьях и отцовском сострадании (Лк.15:11-32)
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРИТЧ (Мф.13:3-23; Мк.4:3-20; ЛК. 8:5-15)
ПРИТЧИ О ПРИШЕДШЕМ ЦАРСТВЕ В МФ. 13, МК. 4 И ЛК. 13
Притча о растущем семени (Мк.4:26-29)
Притча о пшенице и плевелах (Мф.13:24-30, 36-43)
Притча о горчичном зерне (Мф.13:31-32; Мк.4:30-32; Лк.13:18-19)
Притча о закваске (Мф. 13:33; Лк.13:20-21) Притча о сокровище (Мф. 13:44)
Притча о жемчужине (Мф. 13:45-46)
ПРИТЧИ КОНКРЕТНО ОБ ИЗРАИЛЕ
Притча о неплодной смоковнице (Лк.13:6-9)
Притча о двух сыновьях (Мф. 21:28-32)
Притча о злых виноградарях (Мф. 21:33-46; Мк.12:1-12; Лк.20:9-19)
Притчи о брачном пире и о званом ужине (Мф. 22:1-14; Лк.14:15-24)
ПРИТЧИ О СЛЕДОВАНИИ ЗА ХРИСТОМ
Притча о двух строителях (Мф. 7:24-27/Лк.6:47-49)
Притча о добром самарянине (Лк.10:25-37)
Притча о наемных работниках (Мф. 20:1-16)
Притчи о строителе башни и о царе, собравшемся на войну (Лк.14:28-32)
ПРИТЧИ О ДЕНЬГАХ
Притча о неразумном богаче (Лк.12:16-21)
Притча о неверном управителе (Лк.16:1-13)
Притча о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31)
ПРИТЧИ О БОГЕ И МОЛИТВЕ
Притча о друге, пришедшем в полночь (Лк.11:5-8)
Притча о неправедном судье (Лк.18:1-8)
Притча о фарисее и мытаре (Лк.18:9-14)
ПРИТЧИ ЭСХАТОЛОГИИ БУДУЩЕГО
Притча о неводе (Мф.13:47-50)
Свод эсхатологических притч
Притча о верном и неверном рабе (Мф.24:45-51; Лк.12:42-46)
Притча о десяти девах (Мф.25:1-13)
Притчи о минах и талантах (Мф.25:14-30; Лк.19:11-27)
Притча об овцах и козлах (Мф.25:31-46)
ЭПИЛОГ
ПРИЛОЖЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
Первоисточники
Вторичные источники

Источник

Притчи Иисуса Христа и их значение

Притчи Иисуса Христа – назидательные истории, изложенные в Евангелие, рассказанные Мессией, чтобы проиллюстрировать ту или иную мысль.

Притча, помимо основного смысла, который находится у нас перед глазами, пытается рассказать нам о чем-то другом. Это некое нравоучение и наставление, подданное в виде рассказа. Однако можно сказать, что человек понял ту или иную притчу, если он только применил ее в жизни. Любая притча Христа приглашает к размышлению и какому-то конкретному поступку.

Зачем Иисус Христос говорил притчи?

По этому поводу есть два противоположных мнения:

Вот что говорит Сам Господь:

«…И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют…».

Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.

Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:

«сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам».

Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.

Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:

«Притчи невольно захватывают слушателя и читателя, заставляют их включаться в переживания действующих лиц. Лаконичная и яркая образность Притч, их поэтическая структура и изобразительные средства (*гиперболы, метафоры, контрасты, неожиданные концовки) помогали их быстрому запоминанию наизусть».

Спаситель так характеризовал Своих слушателей:

«Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат».

Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.

Итак, зачем же Христос говорил притчи:

Отличие притчи от аллегории

Чем отличается притча от аллегории? Притча – это некий рассказ или пример, который был дан Иисусом Христом или кем-то другим, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль.

Например, «дети, вам нужно быть аккуратными, внимательными и слушаться родителей». Как им это объяснить на примере? Вот, например, воробушек сидит в гнезде и выглядывает, так как ему интересно, что там происходит. Родители говорят ему, чтобы не выглядывал, так как это опасно. Но он все равно делает по-своему. В результате он упал и его съела кошка.

Вот этот рассказ – это иллюстрация мысли «будьте послушны и не будьте любопытны». Такой рассказ не нужно трактовать по деталям (например, гнездо – это дом; а почему воробушек не слушается и так далее). Рассказчик не углубляется в детали, а притча была рассказана для того, чтобы показать к чему приводит непослушание.

Читайте также:  Наблюдать во сне за аварией

Аллегория отличается от притчи тем, что она детализирует. Каждая деталь рассказа имеет какую-то аналогию с жизнью. Например, книга Джона Баньян «Путешествие пилигрима в Небесную страну» переполнена аллегориями, в каждой из которой заложен определенный смысл. Каждая деталь книги отражает нашу жизнь. Поэтому и комментариев к книге вышло больше, чем сам ее объем.

Итак, есть два вида иллюстрированных рассказов: первый, который позволяет увидеть только одну мысль, а второй – аллегории, когда много деталей и все они несут определенный смысл.

Приведем основные отличия в виде таблицы:

ПРИТЧААЛЛЕГОРИЯ
Имеет основную мысль.Имеет одну основную мысль и несколько важных дополнительных мыслей.
Крайне осторожно нужно толковать детали и придавать им какое-либо аллегорическое значение

Большинство деталей аллегории имеют значение.

Как же распознать: где аллегория, а где притча? В большинстве случаев те рассказы, которые приводил Христос – притчи. Но распознать будет не сложно, придерживаясь следующего правила:

«Если Сам Христос не объяснял детали притчи, то нам не следует искать образы и аналогов в каждой части притчи».

Как правильно понять притчу?

Чтобы понимать притчи, рассказанные Господом, нужно ответить на следующие 4 вопроса:

Все притчи Иисуса Христа из Библии

За все время своей проповеднической деятельности, Иисус Христос привел немало притч. Все они записаны в Евангелие. Мы рассмотрим каждую из них.

Притчи о Царствии Божием

Главное содержание притч Иисуса Христа – притчи о Царстве Божьем. Иногда притчи так и начинаются: «Царство Божье подобно тому…». Иногда такого начала нет, но из контекста мы понимаем, что речь идет о Царстве Небесном. Если брать эти притчи и провести между ними демаркационные линии, то мы увидим, что они делятся на 3 группы:

Притчи по теме (толкование по ссылке):

О сеятеле.
О плевелах.
О невидимо растущем семени.
О зерне горчичном.
О закваске.
О сокровище, скрытом в поле.
О работниках, получивших равную плату.
О званных на брачный пир.

Притчи о Милосердии Божием и о Покаянии

Чтобы стать милосердным и сострадательным достаточно творить благие дела и молиться Господу. Но при этом не нужно забывать о том, в чье имя человек это делает. Всякие милосердные дела, они если они не во Христе, то это все вредоносно.

О заблудившейся овце.
О блудном сыне.
О мытаре и фарисее.

Притчи о Добрых Делах и Добродетелях

Многие неверно трактуют понятия «грех» и «добро». Грех мы рассматриваем как нарушение какого-то закона, спущенного с неба Богом. Но это глубокое заблуждение. Существуют духовные законы. Все, что мы совершаем, добро или зло, в конечном счете, возмездием за это служат не деяния Господа, а все совершается по тем духовным законам, по которым живет наш мир.

Грех – это нарушение вот этих духовных законов. Нарушая их, вы терзаете целостность своей души. Неминуемо вам последует наказание.

Добро – жизнь в соответствии с духовными законами. Другими словами, это праведная жизнь. Она приносит ему здоровье, как в физическом, так и в духовном планах (мир души, радость, счастье).

О прощении обид

Простить – это не значит, признать, что действия против вас, приемлемы. Это не значит отменить ту боль, и те страдания и ущерб, которые мне причинили. Также это не значит, что нужно помириться со своим обидчиком и восстановить с ним отношения. Не нужно соглашаться с его действиям и позволить ему в дальнейшем разрушать вашу жизнь. Простить – не значит добиться справедливости и получить удовлетворение. Простить – это отпустить вину, освободить от наказания и перестать участвовать в том, что произошло. Прощение означает взять на себя заботу о собственных ранах и согласиться жить с собственными шрамами. Оставьте прошлое в прошлом, как бы больно вам ни было и оставьте ответственность за то, что произошло тому, кто это сделал.

О должнике немилосердном.

О добрых делах

Истинное добро – это сам Господь. Исполнение воли Божьей является для христианина добром. Мы все понимаем, что хорошо делать добро, но когда пытаемся его сделать, то сталкиваемся с неожиданными трудностями. Оказывается, что чем больше мы стараемся делать добро, тем больше у нас получается зла. В этом заключается парадокс. Это происходит не только в жизни каждого человека, но и в жизни целых государств, когда под хорошими лозунгами с идеями всеобщего благосостояния совершаются революции, кровопролитие и так далее.

Добро, которое мы пытаемся делать, часто превращается в зло. Парадокс заключается в том, что как бы человек сам не хотел сделать добро, ничего не получится без Бога. Потому, что только Господь может дать возможность совершить настоящее добро.

Необходимо подготовить себя к деянию добра, чтобы оно действительно было добром, а не стало злом. Вся христианская аскетика, весь опыт святых отцов подвижников, как раз и является примером того, как подготовить себя к деланию добра.

Что нам мешает делать добро? Внешние признаки, такие как не хватает денег или времени? Нет. Внутреннее состояние человека. Это страсти, которые находятся внутри нашего сердца. Человек должен очиститься, чтобы стать творцом настоящего добра.

О милосердном самарянине.
О неверном домоправителе.
О богатом и Лазаре.

О добродетелях

Всякое деяние и всякий дар сходит свыше от Творца. Во всех религиях есть добродетели. Но может быть так, что для одних – это добродетель, а для других – грех. По-христиански «добродетель» — это свободное, искреннее и постоянное стремление исполнения нравственного закона, основанного на Евангельской истине при воздействии благодари Господа.

Причина всех добродетелей – сам Бог. Добродетелей святые отцы делят на два вида: человеческий и божественный.

Божественный – это вера, надежда и любовь. Верим в Бога. Своей благодатью Бог создал и спас нас. Ждем милости Божьей, которую нам обещал нам, так как Он милосерд. И любим его, поскольку Он только благ, и во имя Его любим ближнего и образ Его.

Человеческий добродетель – благоразумие, мужество, целомудрие и справедливость. Потому что они исцеляют силы души человеческой. Благоразумием мы исцеляем разумную часть души. Мужеством раздражительную. Целомудрием вожделенную. А вот правдивость исцеляет всю душу.

Но насколько прекрасными ни были все добродетели, святые отцы считают, что терпение больше их всех. Где нет терпения, там и нет добродетелей. Это престол и опора всех добродетелей.

О безрассудном богаче.
О талантах.

О рассудительности и молитве

Когда к Антонию Великому пришли три старца и стали рассуждать о том, что является главным в монашеской жизни, один сказал: «Я считаю, что пост». Все согласились с ним. Второй же сказал: «Я считаю, что молитва». Тоже все согласились. Третий сказал: «Послушание». Да, без этого тоже не может быть монашество. Потом они обратились к Антонию: «А ты что скажешь?». На что он ответил: «Все эти добродетели могут превратиться в страшные язвы для человека, если мы отнесемся к ним без рассуждения».

Тот человек, который попытается жить настоящей христианской жизнью, бороться со своими страстями, у него происходит приобщение к благодати Божией. Тогда Господь может дать некоторым дар рассуждения. Дух Святой один, а дары – различные.

О строителе башни.
О царе, начинающем войну.
О друге, просившем хлеба в полночь.
О судье неправедном.

Притчи об Ответственности и Благодати

Важно быть самим собой и нести ответственность за себя и свою жизнь, быть художником ее картины мира. Но для этого нужно осознать, что ответственность – это важный навык, благодаря которому, мы можем улучшить качество своей жизни. Этому навыку может научиться каждый из нас. Нужно просто поверить в это, загореться этим, захотеть воспитывать и развивать это чувство.

Об ответственности человека

Научиться ответственности может каждый. Просто нужно брать дело и доводить его до конца. При этом важно иметь страх, не внутренний, перед какими-то ответственными делами, а страх перед людьми, что поступим не правильно, не честно. Потому что очень часто ответственность, рожденная в душе, представляет собой сложный процесс. Часто мы перекладываем вину на других, чтобы они за нас все сделали. Это не верно. Суть того, что происходит на земле, заключается в том, чтобы понять, что вы несете за все ответственность. Человек свободный и сам может все решать. Это его право.

Развивать в себе ответственность – это наше священное право, потому что мы перед Богом будет стоять и отвечать за то, что делали здесь. Что мы ему скажем? Разные ситуации бывают. В них мы проявляем себя по-разному. И только вы отвечаете за свои поступки.

О злых виноградарях.
О бесплодной смоковнице.

О благодати Божией

Дух Святой – источник всякой благостыни: благодати, мира душевного, любви, праведности, истинного покаяния и жажды спасения. Источник – сам Бог. Именно Он воздвигает нашей душе эти желания, побуждения и действия. В православных книгах «благодать» трактуют как «действия Святого Духа» или «плоды действия Святого Духа».

О десяти девах.
О рабах, ожидающих господина.

В Евангелии есть еще следующие притчи (пропущенные у нас):

О драгоценной жемчужине.
О неводе.
О хозяине, хранящем новое и старое.
О потерянной драхме.
О двух сыновьях.
О благоразумном домоправителе.
О добром пастыре.
О виноградной лозе.

Заключение

Притча хороша для простых людей тем, потому что легко запоминается, словно сказка или миф. Эти истории запоминаются, передаются из уст в уста, пусть даже ее не все сразу понимают, но хранят в сердце. Рано или поздно притча начинается разворачиваться, как доказательство теоремы. Она становится понятна уму человека не только в метафорическом, но и духовном смысле.

Христос говорил по-разному: и напрямую в расчете на особые присутствующие личности в его среде, и метафорическим языком, то есть притчами.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector