Притча о настойчивой вдове толкование

От Луки святое благовествование, глава 18 Луки, глава 18

Притча Иисуса о настойчивой вдове

Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Иисус рассказал им такую притчу.

– В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и умоляла: «Защити меня от моего противника». Некоторое время судья ей отказывал, но в конце концов решил: «Пусть я Бога не боюсь и с людьми не считаюсь, но так как эта вдова постоянно надоедает мне, то я разрешу ее тяжбу, иначе она замучит меня своими просьбами».

– Слышите, что сказал несправедливый судья? Так неужели Бог не защитит Своих избранных, которые взывают к Нему день и ночь? Неужели Он будет медлить с помощью? Говорю вам: Он без промедления защитит их. Но когда Сын Человеческий придет, то найдет ли Он веру на земле?

Притча о фарисее и сборщике налогов

Тем, кто был уверен в собственной праведности и с презрением смотрел на других, Иисус рассказал такую притчу:

– Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был фарисей, а другой – сборщик налогов. Фарисей, встав, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов. Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода». А сборщик налогов, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам, что именно этот человек пошел домой оправданным перед Богом, а не первый. Потому что каждый возвышающий себя будет унижен, а каждый, принижающий себя, будет возвышен.

Иисус благословляет детей

Некоторые люди приносили к Иисусу даже младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним и благословил. Ученики же, увидев это, бранили их. Но Иисус подозвал их к Себе и сказал:

– Пусть дети приходят ко Мне, не запрещайте им, потому что Царство Божье принадлежит таким, как они. Говорю вам истину: кто не примет Божье Царство, как ребенок, тот не войдет в него.

Разговор Иисуса с богатым начальником

Один начальник спросил Его:

– Благой Учитель, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?

– Все это я соблюдаю еще с дней моей юности, – сказал он. Услышав это, Иисус сказал ему:

– Одного тебе еще не хватает. Продай все, что у тебя есть, и раздай деньги бедным, и тогда у тебя будет сокровище на небесах. Потом приходи и следуй за Мной.

Когда начальник услышал это, он опечалился, потому что был очень богат. Иисус посмотрел на него и сказал:

– Как трудно богатым войти в Божье Царство! Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство.

Те, кто это слышал, спросили:

– Кто же тогда вообще может быть спасен?

– Невозможное человеку возможно Богу.

– Вот, мы оставили все, что у нас было, и пошли за Тобой.

– Говорю вам истину: каждый, кто оставил дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Божьего Царства, получит во много раз больше в этой жизни, а в будущем – жизнь вечную.

Иисус в третий раз говорит о Своей смерти и воскресении

Иисус отвел двенадцать учеников в сторону и сказал им:

– Вот, мы восходим в Иерусалим, и там исполнится все написанное пророками о Сыне Человеческом. Он будет отдан язычникам, те будут глумиться над Ним, унижать Его, плевать в Него, бичевать и затем убьют. Но на третий день Он воскреснет.

Ученики ничего из этого не поняли; все, что Он сказал, было для них закрыто, и они не догадывались, что Он имел в виду.

Читайте также:  Новорожденный вздрагивает во сне причины

Иисус исцеляет слепого нищего

Когда Иисус подходил к Иерихону, у дороги сидел слепой и просил милостыню. Услышав, что мимо идет толпа, он спросил, что происходит.

– Идет Иисус из Назарета, – сказали ему. Тогда слепой закричал:

– Иисус, Сын Давида! Сын Давида – один из титулов Христа. Согласно пророчествам ожидаемый Христос (т. е. праведный Царь и Освободитель) должен был быть потомком царя Давида (см. Ис. 11:1-5; Иер. 23:5-6 ).» value=»b»> Сжалься надо мной!

Те, что шли впереди, стали говорить, чтобы он замолчал, но слепой кричал еще громче:

– Сын Давида, сжалься надо мной!

Иисус остановился и велел, чтобы этого человека подвели к Нему. Когда тот подошел, Иисус спросил его:

– Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?

– Господи, я хочу видеть, – ответил слепой.

– Прозри! Твоя вера исцелила тебя.

Слепой сразу же обрел зрение и пошел за Иисусом, славя Бога. И весь народ, увидев это, восхвалял Бога.

b) 18:38 Сын Давида – один из титулов Христа. Согласно пророчествам ожидаемый Христос (т. е. праведный Царь и Освободитель) должен был быть потомком царя Давида (см. Ис. 11:1-5; Иер. 23:5-6 ).

Источник

Притча о неправедном судье. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Читайте также:  Новое покрытие дороги во сне

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Притча о неправедном судье Лук.18:1-8

Лук.18.1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. 6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? 7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Сначала определим адресата: В первую очередь, это ученики Иисуса. Но слушали притчу также и фарисеи.

Читайте также:  По телефону плачет во сне

Лук.17:20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им… 22 Сказал также ученикам.

Смотрим выше и ниже, ищем контекст. Ранее, предыдущая глава рассказывает о вере учеников, вере одного из десяти прокаженных, и заканчивается рассказом Иисуса фарисеям и ученикам о Его Втором Пришествии. Сразу под притчей идет другая притча о молящихся фарисее и мытаре. А далее речь идет о младенцах, которых, по словам Иисуса, есть Царствие Божие.

Теперь попытаемся определить Типологию данной притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) В первом тексте, мы видим поднимается тема о молитве, которая далее раскрывается и иллюстрируется.

Лук.18.1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать.

Похоже, что данная притча – иллюстрация на тему молитвы. Но это не просто притча иллюстрация, так как в тексте есть сравнение.

В притче сравнивается защита от неправедного судьи и от Бога.

Вспомним принцип притчи сравнения: Если малое верно, то больше тем более верно.

Делаем вывод: это притча СРАВНЕНИЕ.

Суть причти в следующем: если уж малое верно – судья неправедный помогает – защищает вдову, то большее, тем более верно, то любящий Бог тем более помогает – дает защиту Свому народу!

Напомним, мы не должны искать прототипы в притче, если прямо в тексте они не указаны, не истолкованы. Вспомним, что в еврейских притчах, прототип есть не у всех героев. А иногда и вовсе не бывает прототипов, как например, в этой притче.

Судья – это просто судья, а не Бог. Посмотрите на характер судьи:

Разве выше в судье описан прототип любящего Бога? Конечно, нет, в судье мы видим дорвавшееся до власти ничтожество со злым надменным характером.

Также и бедная вдова не символизирует каждого грешника, а этот образ взят для усиления эффекта, чтобы показать низость и подлость судьи.

В причте СРАВНЕНИИ используется прием сравнения: если малое верно, то большее тем более верно. Малое: если безжалостный судья оказывает помощь ненавистной ему бедной вдове. Большее: тем более любящий Бог всегда готов оказать помощь Своему избранному народу.

Лук.18.1 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.

Вывод из причти: в начале притчи Иисус Сам указал на её цель: показать, что нужно «всегда молиться и не унывать». Бог слышит все молитвы Его детей и Он обязательно даст им защиту!

Возможно, нам иногда кажется, что Бог медлит. Да, Он не торопиться являть чудо по первой же просьбе. Но это не потому, что Он не слышит наши молитвы. А потому, что еще не пришло нужное время. Иисус успокаивает верующих, призывая их не расстраиваться, а подождать, ведь Бог подаст им защиту вскоре.

Многие верующие разочаровываются не получая оперативного ответа. Но Иисус говорит им, что должно всегда молиться и не унывать. Речь конечно не о том, что нам нужно докучать Богу, как надоедала судье бедная вдова. Наоборот, Иисус этой притчей показывает, что Бог слышит Свой избранный народ. Фраза «всегда молится» указывает на то, что не нужно отчаиваться, и прекращать молитву, если мы не видим ответа. Надо продолжать ВЕРИТЬ, молиться и не унывать! Но, к сожалению, веры в людях не много.

Ранее, перед данной притчей, Христос как раз говорил с учениками на тему недостатка веры, и похвалил одного из прокаженных – иноплеменника Самарянина, который исцелился и спасся благодаря своей вере.

Лук.17: 5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. 19 И сказал ему (иноплеменнику): встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Данная притча связана с предшествующим разговором Иисуса о вере и Его Втором Пришествии. Поэтому Христос заканчивает эту причту вопросом с некоей жалостью и упреком, как бы показывая на недостаток веры в людях:

Лук.18:8 Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

► Толкование на другие притчи Иисуса Христа

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector