Притча о двух сыновьях толкование

Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 10-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь такую притчу: у одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Господь сказал: «А как вам кажется?» Притча, начинающаяся такими словами, обращена к духовным руководителям Израиля, первосвященникам и старцам. Только что Христос изгнал торгующих из Храма, затем по слову Его засохла бесплодная смоковница. Власти Иерусалима с возмущением спрашивают Его, по какому праву Он делает это. Господь отвечает тремя притчами – притчей о двух сыновьях, притчей о злых виноградарях и притчей о званых на пир. Крестные Страсти Господа приближаются. Те, кто должен был принять Его, отвергают Его. Но мы должны увидеть, что евангельские притчи касаются не только других. Они обращены к каждому из нас. Не кого-то, а нас спрашивает Христос: «А как вам кажется?»

«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Что вы думаете по этому поводу? Наша первая реакция – возмутиться молодым человеком, который так развязно говорит со своим отцом. Но затем мы исполняемся к нему симпатией. Он решает поступить как ему было сказано, и идет исполнить волю отца. В этой очень простой истории нам не дается никаких объяснений. Нам только показано, как человек раскаивается и меняется.

И в этом может быть утешение и укрепление для нас. Современная философия и средства массовой информации пытаются уверить нас: все так обусловлено и предопределено в нашей жизни, что нет смысла говорить о свободе и ответственности человека. Наши неудачи и наши ошибки следует списать на счет общества, наших обстоятельств, других людей. Христос, напротив, возводит нас к нашей ответственности, повторяя, что никогда заранее наша судьба не может быть решена. Какие бы ни были у нас в жизни падения, как бы далеко мы ни отошли от Бога, перемены всегда возможны. Христос никогда не заключает никого в его прошлое. Он дает шанс всякому человеку, самому грешному.

И нам открывается также, что Бог не смотрит на нас как на тех, на ком раз и навсегда поставлена печать, но как на тех, кто всегда в становлении. Среди сегодняшней общей атмосферы безнадежности, может быть, в ком-то самом безнадежном рождается новый человек. Мы должны благодарить Бога за эту надежду, которую Он дает нам. И не торопиться приклеивать ярлыки на людей, но давать им возможность измениться.

«И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» Нам становится понятно, что Господь хочет поставить в центре притчи второго сына. Вопрос Господа звучит как обличение. Христос обращается к духовным вождям Иерусалима. Но и нам сегодня Он задает тот же вопрос. Как вам кажется? Который из двух сыновей исполнил волю Отца? «Говорят Ему: первый». Поистине так. Мы не можем ответить по-другому. Недостаточно одних красивых слов. Нам никуда не деться от беспощадной правды. Значение имеют наши дела, а не только намерения. Эти слова Господа сегодня, как никогда, актуальны. Мир устал от красивых и лживых обещаний. Идеологии, имеющие смысл только в теории, рушатся на наших глазах одна за другой. О подлинности слов судят по результатам. Однако легко выносить приговор другим. Разве не напоминает порой этот второй сын и нас самих? Сколь многие из нас называют себя православными, чуть ли не 70% в нашей стране по официальной статистике – а на деле даже не задумываются о покаянии и участии в таинствах Церкви, без которых не может быть спасения. Устами мы говорим: «да, Господи», а делами – «нет». Мы можем петь вместе со всеми «Символ веры» и «Отче наш» за каждой воскресной литургией, произносить эти святые слова каждое утро, а потом жить так, как будто мы их никогда не произносили. Сколько раз в жизни мы говорили Богу: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя», не соотнося нашу жизнь с этими великими тайнами. Но мы предупреждены Господом: не столь важно говорить, сколько делать. «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! – постоянно напоминает Он нам, – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21). И апостол Иоанн Богослов вторит Христу: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3, 18 ).

«Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Когда Господь употребляет эти торжественные слова: «Аминь, глаголю вам – истинно говорю вам», Он хочет возвестить нечто чрезвычайно важное. Но то, что Он возвещает здесь, может оказаться для кого-то соблазном. Как? Он ставит нам в пример прожженных грешников, известных всему миру своими позорными грехами? Однако безумием было бы предполагать, что Христос выступает в защиту греха мытарей с их нечестными доходами и греха блудниц с их развратом. Как и в притче о двух сыновьях, Он хочет, чтобы мы увидели на их обращение к Богу, их покаяние.

Худший из всех грехов – думать, что можно обойтись без Бога. Не иметь нужды в Боге. И мы знаем, что во времена земной жизни Господа те, кто считали себя праведниками, не испытывали нужды в спасении, которое предлагал Христос. А грешники бежали к Нему как к своему Спасителю. Фарисеи же и книжники были уверены в своей самодостаточности. Христос пришел спасти погибающих, а те, кто полагал, что они не имеют недостатка ни в чем, естественно не могли принять от Него ничего.

Читайте также:  Просить помощь у брата сонник

О если бы мы, подобно грешникам, о которых говорит Христос, могли принести подлинное покаяние и обратить наши грехи в устремленность к благодати, спасающей нас от нашей ограниченности землей! Не судим ли мы чисто внешне слишком многих, забывая о неслыханной возможности, которую открывает всем кающимся Господь? «Мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие». Кого это, говоря «вас», имеет в виду сегодня Христос? Кто эти люди, мнящие себя быть праведниками, которые будут изгнаны из Царства Божия? Не уподобляемся ли мы им иногда? Как научиться нам мытаревой молитве, которой тысячу дней, стоя на камне, молился преподобный Серафим Саровский: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

«Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему». Притча о двух сыновьях противопоставляет слова и дела «да» наших уст и «нет» нашей жизни. А теперь Господь противопоставляет веру и неверие. Только что он вопрошал: «Крещение Иоанново с небес было или от людей?», а теперь через Предтечу, через Церковь и всех Своих святых Господь зовет нас сказать «да» нашей вере, действующей любовью. И это «да» нашей веры – прежде всего покаяние, решительное изменение нашей жизни.

«Вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Наша вера – не просто принятие умом истин, в которые мы веруем. Это прежде всего приведение нашей воли в послушание Божественной воле, к зову Господню: «Пойди сегодня работай в винограднике Моем». Мы либо следуем этому зову, либо – в конкретных наших поступках – ему не следуем. В нашей христианской вере есть одно краткое все определяющее слово, понятное всем верующим. Это слово «Аминь». Да, истинно, верую, непоколебимо, твердо, во всех обстоятельствах моей жизни приемлю. Сколько раз, стоя за воскресным богослужением, произносим мы это слово устами, и сколько раз исполняем на деле в течение следующей за этим недели? «Ибо Сын Божий, Иисус Христос не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» – ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» – в славу Божию через нас» (2 Кор. 1, 19–20).

Источник

Притча о двух сыновьях в Евангелии от Матфея и ее толкование

Меня интересует притча о двух сыновьях, которая описана в Евангелии от Матфея 21 главе и ее правильное толкование. Один из комментаторов использует эту притчу в качестве подтверждения того, что не имеет значения, какому имени служат люди, если поклоняются и действуют на принципах вселенской любви. Христиане называют эту любовь Иисусом Христом, но, согласно этому комментатору, это не важно, ведь главное участие в Его вселенской любви.

Меня смущает это объяснение притчи о двух сыновьях (хотя в чем-то оно мне нравится). Я могу понять Бога, спасающего людей, исполняющих Его работу, но не принимающих различных нюансов религии. Но это наводит меня на другой вопрос — спасет ли Бог людей, исполняющих Его работу, но не принимающих Иисуса Христа? Может ли какой-то человек полностью разделять Божью любовь, истину, поступать согласно Его воле, но не признавать Иисуса, как Господа?

Иисус говорит, что Он есть истинный путь (Иоанна 14:6). Не думаю, что Бог может спасти кого-то, кто всем своим сердцем, душой и разумом предан Богу (или любому другому имени, которые люди дают Богу, вселенской любви, вселенскому разуму и т. д.), но не признавая при этом Иисуса Христа. Помогите мне разобраться во всем этом.

Притча о двух сыновьях и ее толкование

Притчи являются особым видом письма. Притчи должны интерпретироваться с учетом особенностей этого жанра письма. При прочтении притчи мы должны задать себе вопрос и разобраться, в чем ее основное послание. Я уверен, что когда мы сделаем это, то все встанет на свои места и вы поймете, где вы ошибаетесь.

Так в чем же основной смысл и толкование этой притчи о двух сыновьях? Давайте просто прочтем ее и зададим простой вопрос. В чем ее идея?

«А как вам кажется? У одного человека было два сына. Он подошёл к первому и говорит: «Сын, пойди поработай сегодня в моём винограднике». А тот сказал: «Не хочу», но потом передумал и пошёл. Тогда отец пошёл к другому сыну и сказал ему то же самое. Тот ответил: «Да, господин», но не пошёл. Который из двух исполнил желание отца?» Они ответили: «Первый». И сказал им Иисус: «Истинно говорю: сборщики налогов и блудницы попадут в Царство Божие раньше вас. Ибо Иоанн Креститель пришёл к вам праведным путём, но вы не поверили ему; а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же, даже видя всё это, всё равно потом не раскаялись и не поверили». (От Матфея 21:28-32)

Послание этой притчи в том, что те, кто исполняет волю Бога, будут оправданы, а простые обещания не имеют никакой ценности. Попробую объяснить немного иначе. Использование религиозных слов не значит ничего. Подчинение Богу и любовь к Богу — вот, что имеет настоящее значение. Иисус говорит в этой притче: «Ибо Иоанн Креститель пришёл к вам праведным путём, но вы не поверили ему; а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же, даже видя всё это, всё равно потом не раскаялись и не поверили».

В этой притче под «вы» подразумеваются религиозные и предположительно «праведные» иудеи. В контексте всей 20-й главы Евангелия от Матфея Иисус обращается к первосвященникам и старейшинам народа. Иисус говорит о том, что наличие высокого религиозного положения и произношение правильных слов не имеет никакой силы в деле спасения человека. Что имеет силу, так это вера в Евангелие, исполнение воли Бога и покаяние.

Так что те, кто на основе этой притчи говорит, что «не имеет значения, какому имени служат люди, если поклоняются и действуют на принципах вселенской любви», сильно ошибаются в ее истинном понимании. Иисус даже не обсуждает правильное имя Бога в этом отрывке. Должны ли мы использовать какое-то имя для служения Богу можно понять из других библейских отрывков, но Матфея 21:28 точно не входит в их число.

Читайте также:  Пирог с плесенью во сне

Вы допускаете, что притча может говорить о «принципах и силе вселенской любви». И снова, независимо от того, правильные у вас мысли или нет, притча о двух сыновьях не имеет к ним отношения. Суть притчи в том, что в вопросе спасения и отношений с Богом важны истинная вера, истинное подчинение и истинное покаяние, а не религиозность.

Ваш вопрос поднимает важные богословские вопросы о спасении, в которых этот отрывок может играть лишь косвенную роль. Достаточно ли «вселенской любви»? Нет, согласно этому отрывку. Вера в Иисуса Христа, подчинение и покаяние являются необходимыми условиями для спасения. Спасет ли Бог того, кто «полностью разделяет Божью любовь, истину, поступает согласно Его воле, но не признает Иисуса, как Господа»? Вот, что по этому поводу говорит апостол Петр:

Иисус — «Камень, отвергнутый строителями и ставший краеугольным». Только в Нём одном спасение, ибо нет другого имени под небесами, данного людям, через которое мы можем спастись». (Деяния 4:11,12)

Сделает ли Бог когда-нибудь исключение? Возможно, но учитывая, что мы знаем об Иисусе Христе и имеем возможность служить Ему и быть спасенными через Него, я полагаю, что это принципиальный вопрос. Конечно, я оставляю этот вопрос на суд Бога и полностью доверяю Ему в этом.

Если есть какой-то человек, который «всем своим сердцем, душой и разумом предан Богу», то просто познакомьте его с Иисусом Христом. Уверен, что если он всем сердцем, душой и разумом предан Богу, тогда услышав об Иисусе Христе он непременно станет христианином!

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Притча о двух сыновьях толкование

Притча о двух сыновьях. Богословское толкование

У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый.
Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Святитель Феофилакт Болгарский:

Господь приводит здесь два рода людей, из которых одни сначала дали обещание — таковы были иудеи, говорившие некогда: «все, что сказал Бог, сделаем и будем послушны», а другие — люди, первоначально не покорявшиеся, каковы блудницы и мытари, равно и язычники; все эти люди сначала не слушались воли Божией, а, в конце концов, покаялись и послушались.
Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их.
Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца.

Когда же они признали это, Господь прибавил: «пришел Иоанн путем праведности», т. е. жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна.
Однако же в то время как блудницы послушали его, вы — нет; потому они и предваряют вас, т. е. вперед входят в Царство Божие.
Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. [1]

Святитель Иоанн Златоуст:

Христос опять притчами обличает иудеев, намекая как на неповиновение их, так и на покорность отверженных прежде язычников.
Здесь под двумя сыновьями разумеется то, что случилось с язычниками и иудеями.
Первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя говорили: вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем (Исх. 19, 8), на деле не оказывали покорности закону. Поэтому, чтобы иудеи не подумали, что закон приносит им пользу, Христос показывает, что это-то самое и осуждает их. Согласно с этим говорит и Павел: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Рим. 2, 13).
Поэтому, для того, чтобы иудеи осудили сами себя, Спаситель заставляет их самих произнести приговор.

Худо не делать доброго в самом начале; но еще большего осуждения достоин тот, кто и после не исправляется.
Это особенно делает многих нечестивыми.
Я даже и теперь вижу, как то же самое случается с некоторыми по причине крайнего их жестокосердия.
Но пусть никто не будет таким бесчувственным, и если бы даже кто впал в величайшее нечестие, пусть и тогда не отчаивается в своем исправлении; легко выйти из самой глубокой бездны нечестия.
Так первые будут последними, и последние первыми!
Так нам нужно быть всегда ревностными, — и тогда ничто не воспрепятствует сделаться нам великими и дивными.

Итак никакой грешник не должен отчаиваться, равно как и добродетельный человек не должен предаваться беспечности.
И пусть последний не надеется на себя, так как может случиться, и очень часто случается, что блудница предварит его.
Равно и грешник пусть не отчаивается, и ему еще возможно превзойти даже первых.
Когда мы с пламенною любовью обращаемся к Богу, то Он не поминает прежних наших грехов. Бог — не как человек:
Он не укоряет уже в том, что прошло, и, когда мы раскаиваемся, не говорит нам: для чего вы столько времени удалялись от Меня?
но уже любит нас, когда мы приходим к Нему, если только приходим к Нему как должно.
Итак, соединимся с Господом пламенною любовью; пригвоздим страху Его сердца наши.

Господь говорит самонадеянному: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10, 12),
а падшему: разве, упав, не встают? (Иер. 8, 4). Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие (Ис. 35, 3).
Бодрствуйте, говорит Он благочестивым, а нечестивым: «встань, спящий, и воскресни из мертвых…» (Еф. 5, 14).
Так непостижимы пути Божии! Волхвы угодили Богу, мытарь сделался евангелистом, гонитель Бога — апостолом.

Представляй это и никогда не отчаивайся, но всегда надейся и ободряй самого себя.
Спеши только скорее вступить на путь, ведущий на небеса, чтобы не заключены были для тебя двери и не загражден вход.
Коротко настоящее время, и труд не велик, но если бы даже он был и велик, то и в таком случае не нужно от него отрекаться.

Тот, кто презирает земные блага, уже в том самом находит для себя награду, что он свободен от беспокойства, ненависти, клеветы, коварства, зависти.
Тот, кто ведет жизнь непорочную и честную, еще прежде отшествия из настоящей жизни увенчивается и утешается, освобождаясь от всякого бесчестия, посмеяния, опасностей, обвинения и от всех других зол. Точно так же и все другие виды добродетели здесь еще доставляют нам награду. Итак, чтобы достигнуть настоящих и будущих благ, будем убегать порока и стремиться к добродетели. Таким образом мы и здесь будем утешаться и будущих удостоимся благ, которых все мы да сподобимся получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. [2]

Прп. Иоанн Дамаскин:

Писание говорит, что у одного отца было два сына, и первому из них отец сказал: иди, работай в винограднике.
Сын дал обещание, но не исполнил его. То же самое отец сказал и другому сыну.
Но сей, отказавшись на словах, исполнил волю отца на деле; посему первый заслужил порицание, а последний похвалу (см.: Мф. 21, 28–31).

Так и нам должно помнить то отречение и то сочетание, к которым мы обязались в Крещении.
Станем отвергаться диавола, аггелов его и всякого служения дабы остаться верными своему обязательству.
Дела же диавола суть: прелюбодеяния, любодеяния, зависть, вражды, ссоры, лицемерие, злословие, осмеяние, гнев, злопомнение, осуждение, клеветы, волшебство.
Признаки неверия: немилосердие, ненависть, плотская любовь, вожделение плоти, скупость, роскошь, пиянство.
Служение диаволу: высокомерие, тщеславие, самолюбие, надменность, гордость, привязанность к украшениям тела.
Отвергнув все сие, прилепимся ко Христу и возревнуем о добродетелях, — чистоте, целомудрии, убожестве, терпении, мире, любви, сострадании, милосердии, щедрости к бедным, о благоприличии в обхождении, одежде и поступи, о справедливости, смирении, и в особенности, об уничижении Христовом, дабы соделавшись участниками Христу в страданиях, могли мы участвовать и в славе Его, и приносить живую, непорочную жертву Богу и Отцу в Церкви первородных, в жилище веселящихся! [3]

Свт. Феофан Затворник:

В притче о двух сынах, второй из них проворно сказал: «иду», и не пошел.
Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения.
Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах.
Эта немощь встречается почти у всех.
Как же избегнуть такой несостоятельности перед самим собой и перед другими?
А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил.
Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома.
В чем же этот расчет?
В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением.
Посмотри есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими.
Если запасешься, то что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца.
Расчет не то значит, что коль скоро трудновато дело — брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд.
Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. [4]

Архиепископ Аверкий (Таушев):

«У одного человека было два сына» — как видно из дальнейшего, под человеком разумеется Бог, под первым сыном — мытари и блудницы, то есть вообще люди грешные, а под вторым сыном — книжники и фарисеи, то есть вообще все, считающие сами себя праведниками.
«Пойди, работай в винограднике Моем»:
под виноградником понимается церковь, а работа в нем — дела благочестия, исполнение заповедей Божьих.

На требования Божьи грешники отвечают: «Не хочу» самою жизнью своею, но потом каются, как покаялись мытари и блудницы после проповеди Иоанна Крестителя, и начинают исполнять волю Божию.
Фарисеи и мнимые праведники говорят «иду», то есть на словах как будто исполняют волю Божью, а на деле нет, ибо не принимают проповеди Господа о покаянии.

Не поняв смысла притчи, любопытствующие, естественно, на вопрос Господа, который из двух исполнил волю отца, ответили Ему: «Первый».
Тогда-то Господь и раскрыл им значение притчи, направленной к осуждению их.
Он указал им, что те люди, которых они презирают, как грешников, оказались более достойными, чем они войти в Царство Мессии — Церковь Христову. [5]

Священник Константин Пархоменко:

Были люди, считавшиеся чистыми: фарисеи, иудейские вожди, вообще евреи, считавшие себя чистыми, верными детьми Божиими.
И были те, кто считал себя нечистыми, сыновьями-изменниками: мытари, блудницы…
Парадокс в том, что первые, которые все время декларировали свою верность Богу, не пошли путем Божиим.
А вторые, несмотря на свое недостоинство, пошли за Христом, приняли Его проповедь.

Притча заостряет проблему: иудейские вожди, казалось, вели себя правильно. Казалось, что они с Богом…
Они старались выполнять Заповеди Божьи, выполняли даже неважные детали.
Но… когда вопрос был ребром поставлен – принять учение Иисуса и пойти за Ним, они не пошли.
Значит, несмотря на свою избранность, они лишаются приоритета.
А те, кто, казалось, был безнадежным, неверным, кто лишь изредка, вопреки общей тенденции подходил, даже выражусь – подкрадывался – ко Христу, с мольбой и надеждой, те пошли… [6]

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector