Православная библия ветхий завет толкование

Зачем читать Ветхий Завет

О трудных местах и таинственных образах в текстах Библии, написанных до Христа

Ключ к пониманию ветхозаветных текстов помогает нам найти священник Андрей Выдрин, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии. Он родился в 1983 году в Кирове. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Много занимался изучением Ветхого Завета. Этой теме были посвящены и его диссертация, и другие труды. Он часто выступает с лекциями о различных аспектах библейской истории, в том числе — о пророках, в академии и других аудиториях.

Почему трава появилась раньше солнца

— Нужен ли вообще православному человеку Ветхий Завет? Там ведь много непонятного и совсем не по-христиански жестокого. Стоит ли во всём этом разбира ться?

— Мне кажется, что Ветхий Завет надо обязательно читать любому православному христианину. Ещё в древности Святые Отцы осудили негативное отношение к Ветхому Завету, которое пропагандировала группа еретиков, утверждавших, что он был написан другим, жестоким Богом, а потом пришёл истинный Бог и явил миру Новый Завет. Святые Отцы признали подобное мнение еретическим, потому что как раз в Ветхом Завете содержатся пророчества о приходе долгожданного Мессии, Который спасёт не только избранный израильский народ, но и всё человечество. По сути дела, к принятию Спасителя человечество подготавливалось именно Ветхим Заветом, что для нас — свидетельство его истинности и богодухновенности.

— Уже начало Библии может кого-то смутить. Например, в третий день творения начинают активно расти деревья, трава — и всё это без солнца, так как солнце создано в четвёртый день. Как понимать такой текст?

— Сегодня некоторые люди рассматривают текст Шестоднева с точки зрения биологии или физики, пытаясь найти в нём подтверждение или опровержение научных гипотез. Однако древний пророк не намеревался создавать научный трактат. Шестоднев — это прежде всего богословское произведение. Священный писатель стремился посредством поэзии изложить богословское учение о создании мира Единым Богом. Речь не об очерёдности и научном обосновании тех или иных процессов, а о тайне творения и о всемогуществе Бога. Господь повелевает земле произрастить траву и деревья, и, несмотря на отсутствие солнца, «стало так». Слово Божие и слово человеческое

— В книгах Ветхого Завета много жестокостей, которые не только не осуждаются, но даже представляются нормой. Как это воспринимать?

— К подобным моментам в Ветхом Завете надо относиться с позиции древнего человека. Мы воспитаны в христианской культуре, для нас гуманизм — одна из ценностей. В древности всё было по-другому. Тогда человек воспринимался лишь как часть коллектива, своего рода или племени. Так, Бог заключил завет не с Моисеем только, а со всем израильским народом, который и должен был наследовать Землю обетованную — Древний Ханаан. Согласно археологическим данным, известно, что в древности именно среди хананеев были распространены ужасные обычаи человеческих жертвоприношений. Своим божествам они нередко приносили в жертву маленьких детей. Такого не было ни в Месопотамии, ни в Египте. Глупо было бы надеяться на исправление этих диких нравов. Поэтому, как понимали это сами израильтяне, только полное истребление жителей того или иного ханаанского города могло пресечь распространение этой заразы.

Читайте также:  Помятое обручальное кольцо во сне

— Это было мнение израильтян или Божия воля?

— Израильтяне мыслили себя в это время исполнителями воли Бога. И когда мы читаем в тексте о том, что истребление повелевалось Самим Богом, следует иметь в виду, что Священное Писание — это не только слово Божие, но и слово человеческое. В нём отражены представления о Боге, бытовавшие среди древних израильтян, находившихся на дохристианском этапе исторического и нравственного развития. И всё же следует особо оговорить, что, кроме особых случаев, ветхозаветные правила ведения войны были довольно мягкими даже в сравнении с нынешним временем.

Личный выбор святого Иеремии

— Важное место в Ветхом Завете занимают пророки. Кто из них вам ближе и почему?

— Эта жертвенность близка духу Нового Завета…

— Да, пророк Иеремия является наиболее выразительным прообразом Иисуса Христа. Он призывает иудеев следовать Божественным заповедям, его не принимают, оскорбл яют и в конце концов убивают — побивают камнями. Именно в его книге впервые появляется сравнение с агнцем: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер. 11:19), которое впоследствии Иоанн Креститель применил в отношении Христа: «Вот агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Откуда взялись «колёса, полные очей»

— А что за странные видения у пророка Иезекииля, похожие на фантастические фильмы и романы? Чего стоят только существа в человеческом облике, но с несколькими лицами, которые двигались со скоростью молнии, а между ними ходил огонь, над головами были кристаллические своды, а перед ними — колёса, в которых находились другие колёса…

— Действительно, у пророка Иезекииля очень много таинственных видений. На мой взгляд, они связаны с окружающей его обстановкой. В отличие от большинства пророков Иезекииль нёс своё служение за пределами Палестины — в Вавилоне, огромном мегаполисе, который был на тот момент центром мира. Переселение в Вавилон явилось для израильтян своеобразным культурным шоком, они столкнулись со множеством невиданных доселе явлений. Например, вавилоняне поклонялись целому сонму богов, каждому из которых строился огромных размеров храм, тогда как в Иерусалиме был всего один храм. В шумеро-аккадской традиции существовало большое количество изображений фантастических существ, что было запрещено в Израиле. Передавая Божественную весть, Иезекииль использовал образы, которые его окружали и были понятны его современникам.

— То есть на самом деле он видел нечто иное?

— Нельзя сказать, что он точно описывает то, что видел. Иезекииль постоянно употребляет выражения «подобие» и «как бы»: «как бы огонь», «как бы животные», «как бы подобие престола» и так далее. Он передаёт Божественное откровение как может — посредством того, что его окружало, потому что это нечто запредельное, выходящее за рамки земной реальности. Например, описывает «колёса, полные очей». Образ взят из религиозного обычая: жители Вавилона вывозили статую своего божества на колеснице, ободья колёс которой были украшены драгоценными камнями. Эти камни называли тем же словом, которым обозначались глаза. Иезекииль использует этот образ, но вкладывает в него иной смысл: их божества ездят на сияющей колеснице, а Вселенский Бог израильтян пребывает на надмирной колеснице всего мироздания.

Есть ли в наши дни пророки

— Возможны ли пророки в наше время? Как относиться к многочисленным пророчествам, которые приводятся в Интернете?

Читайте также:  Мыть полы в туалете сон

— Существование пророков возможно в любое время, если возникает такая необходимость. В ветхозаветную эпоху пророки часто появлялись в критические моменты истории израильского народа. В начале христианской эры они служили для распространения Евангельской вести по миру. Мне кажется, что в наше время пророческий дар перешёл к людям, которых принято называть старцами. Но к цитированию пророчеств следует относиться с осторожностью. Знаю примеры, когда какие-то слова выдаются за сказанные старцем, хотя он никогда их не произносил, либо его слова неправильно интерпретировали.

К тому же надо помнить, что Господь не ограничен пророчеством. Бог может что-либо открыть старцу, но это может и не исполниться. Именно такой случай описан в Книге пророка Ионы: услышав его пророчество, люди стали каяться, и Господь отменил уже предвозвещённое наказание.

Как Христос повысил планку

— Иисус Христос сказал: «Я пришёл не нарушить закон или пророков, но исполнить». И всё же христианство явно противоречит многим ветхозаветным установкам, начиная с «око за око». Можно ли сказать, что Христос всё-таки изменил, усовершенствовал ветхозаветные законы?

— Да, конечно. Ветхозаветные нормы и учение Христа действительно во многом различаются. Господь пришёл исполнить закон, то есть довести его до полноты или завершённости. Принцип «око за око» впервые появился в месопотамских правовых нормах за тысячу лет до упоминания в Библии, затем он перешёл в Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В частности, там говорится, что если по вине строителя рухнула стена и придавила ребёнка хозяина дома, то ребёнок строителя должен быть убит. Делалось это не из-за жестокости, а с целью ограничения кровной мести, то есть за ущерб полагалось равное возмездие.

Через несколько веков Господь приносит людям Благую весть и доводит древние законы до совершенства. Так, он говорит в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» (Мф. 5:21.22). Христос повышает планку, говорит, что надо стараться избавиться от пожелания зла даже в мыслях. Господь даёт новую заповедь о любви друг к другу до самопожертвования: «Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Это вершина закона любви, идеал, к которому нужно стремиться.

Источник

Толковая Библия Ветхого и Нового Завета

«Толковая Библия» (толкование Библии), вышла в свет под редакцией проф. Александра Павловича Лопухина (1852–1904). Первое двенадцатитомное издание выходило в С. Петербурге, с 1904 по 1913 год, в виде бесплатного приложения к журналу «Странник». Ежегодно печаталось по одному тому, а в 1912 и 1913 годах – по два тома.

О начале издания «Толковой Библии» было объявлено в октябрьском номере «Странника» за 1903 год. В аннотации предстоящего издания, в частности, говорилось, что приступая к этому изданию, редакция полагает, что она идет навстречу самой настойчивой и насущной потребности нашего духовенства и всего общества. С каждым годом Библия все более распространяется и в обществе, и в духовенстве, и недалеко то время, когда она сделается настольной книгой во всяком благочестивом доме. Дать пастырям Церкви, как и всем вообще любителям чтения Слова Божия, пособие к правильному разумению Библии, оправданию и защите истины от искажения ее лжеучителями, а также и руководство к уразумению многих неясных в ней мест – вот цель настоящего издания».

Читайте также:  Поймал зайца во сне сонник

«Толковая Библия», таким образом, отнюдь не представляет собой строго научного издания, ибо на первый план в ней выходит стремление авторов к духовному назиданию читателей, а также стремление подкрепить достоверность Библии ссылкой на данные положительной науки. Соотношение научного и духовно-образовательного подхода, а также уровень комментариев разнятся от книги к книге, ибо в написании их участвовало большое количество разных по своему научному уровню и видению проблемы авторов.

Работа над Толковой Библией начиналась под редакцией профессора богословия Александра Павловича Лопухина. Но, к несчастью, Александр Павлович скончался в рассвете творческих сил в августе 1904 года и работу над этим уникальным изданием продолжили его преемники. Последний том успел выйти менее чем за год до первой мировой войны.

Смерть ученого, к счастью, не привела к прекращению его главных издательских проектов. Продолженное преемниками А.П. Лопухина издание «Толковой Библии» завершилось в 1913 году. В течение десяти лет было издано двенадцать томов, последовательно предлагавших читателю комментарии и толкование библейских текстов на все книги Ветхого и Нового Завета.

Сам Александр Павлович Лопухин успел подготовить лишь комментарий на Пятикнижие Моисеево, составивший первый том «Толковой Библии». Начиная с исторических книг Ветхого Завета Библии (книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, книги Царств) работу взяли на себя выдающиеся русские библеисты профессор Киевской Духовной Академии священник Александр Александрович Глаголев, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Федор Герасимович Елеонский, профессор Казанской Духовной Академии Василий Иванович Протопопов, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Иван Гаврилович Троицкий, профессор архимандрит (впоследствии епископ) Иосиф, магистр богословия священник Александр Васильевич Петровский, профессор Киевской Духовной Академии Владимир Петрович Рыбинский, профессор Василий Никанорович Мышцын, профессор Московской Академии Александр Иванович Покровский, профессор Киевской Духовной Академии Михаил Николаевич Скабалланович, преподаватель Московской Духовной Семинарии Николай Петрович Розанов, преподаватель Санкт-Петербургской Семинарии Павел Смарагдович Тычинин, священник Дмитрий Рождественский, Н. Аболенский, священник Михаил Фивейский, К.Н. Фаминский, протоиерей Николай Орлов.

«Азбука веры» выражает признательность издательству «Даръ» за предоставленный текст толкования «Нового Завета». Приступая в 2005 году к переизданию данного классического труда Толковой Библии Лопухина, издательство стремилось предложить его читателю в новом, более удобном и исправленном виде. С этой целью комментарии на то или иное место Священного Писания следуют непосредственно за библейским текстом (в оригинале они размещены в нижней части страницы мелким, неудобочитаемым шрифтом). Стремясь сохранить во всей неповторимости текст оригинала, редакторы устранили лишь очевидные огрехи и опечатки, в большом количестве встречающиеся в оригинальном издании и воспроизведенные в стокгольмском издании 1988 г. Была проведена сплошная правка греческих и латинских слов и выражений, в большом количестве встречающихся в тексте комментариев, так как в них, к сожалению, число ошибок изначально превышало всякую допустимую меру. В то же время в новом издании было решено отказаться от приведения древнееврейских слов в их оригинальном написании и использовать кириллическую транскрипцию, по возможности точно передающую звучание слов древнееврейского языка.

Более того, была предпринята попытка выверить многочисленные (около 50000) ссылки на различные места Священного Писания, встречающиеся по ходу комментария, и исправить неточности первого издания Толковой Библии Лопухина (количество которых оказалось весьма значительным).

Таким образом, толкование Библии Лопухина в новом издании является одним из лучших на сегодняшний момент.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector