Православие святые отцы толкование библии

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

В Евангелии от Луки описывается событие, когда Христос, прежде чем начать объяснять ученикам таинственные пророчества Писания, отверзает им ум — Тогда отверзе им ум разумети писания и рече им, яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день (Лук.24:45-46)

Здесь ясно показано, что без особого вмешательства Божьего человек не в состоянии понять Священное Писание. Ему нужно чтобы Бог «отверз ему ум для разумения«.

Кто же такие люди, которым Бог отверз ум? Это учителя церковные. Учительство это такой же дар, как и дар пророчества или апостольства, об этом пишет ап. Павел — И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. (1Кор.12:28) То есть это те люди, через которых Бог даровал церкви правильное, неискаженное понимание Писания и православия в целом.

Экзегетика предполагает постижение Священного Писания в его глубине и святости. Поэтому выдающимися экзегетами Церковью признаны Святые Отцы, засвидетельствовавшие истинность своего комментария Библии высокой духовной жизнью в Боге. Основание православной экзегетики – святоотеческая традиция истолкования библейского текста, в связи с чем экзегетика тесно связана с патристикой. Православная экзегетика является святоотеческой (патристической) экзегетикой.

Желающим постигать Священное Писание, я бы хотел посоветовать труды таких отцов, как :

Кирилл Александрийский
Астерий Амасийский
Блаженный Августин
Феофилакт Болгарский

Григорий Богослов
Афанасий Великий
Иоанн Златоуст
Василий Великий
Григорий Двоеслов
Феофан Затворник
Зигабен Евфимий мон.
Максим Исповедник (избранные места)
Зверев Петр свщмч. — Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям
Иерапольский Папий свт. — Истолкование Господних изречений
Кесарийский Андрей
Медиоланский Амвросий
Неокесарийский Григорий
Феодорит Кирский
Григорий Нисский
Палама Григорий
Пелусиот Исидор преп. — Толкование на некоторые места книги пророка Исаия
свщмч. Полянский Петр — Исследования на апостольские послания
Попович Иустин преп
Пьянков Палладий
Римский Ипполит
Ефрем Сирин
Тобольский Гермоген свщмч. — Толкование на Апокалипсис
Фессалоникийский Семион

Дроздов Филарет митр.
Архиепископ Аверкий (Таушев) (различные труды)
Барсов М. В. — Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса
Болгарский Иоанн экзарх — Шестоднев
Болотов В.В. — Валтасар и Дарий Мидянин — опыт решения экзегетической проблемы.
Глубоковский Н.Н.(различные труды, я бы советовал приобрести все тома)
Лузин Михаил еп. — Очерк истории толкования Библии
Кинешемский Василий свщмч. — Беседы на Евангелие от Марка
Гладков Б.И. — Толкование Евангелия (Его труды в свое время рекомендовал Иоанн Кронштадский)
Каменский Никанор археп. — Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
еп. Милеант Александр
Могилевский Евсевий археп.
Никанор еп. — Экзегетико-критическое исследование послания к евреям
Образцов П, прот. — Опыт толкования книги св. пророка Захарии (магистерская диссертация)
Тиров Ф. — Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам
Херасков Михаил прот. — Послания и Апокалипсис. истолковательное обозрение
Храповицкий Антоний митр. — Толкование на книгу пророка Михея
иерм. Ярошевский Георгий

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Источник

Толкование Библии — для чего и как

Для чего нужно толковать Библию

Изучение Священного Писания является важной частью духовной жизни каждого верующего человека. Тексты Священных Книг мало просто читать, их нужно еще правильно понимать. Поэтому такое большое значение имеет толкование Библии. Многие духовные и исторические беды случились из-за того, что общество в целом и отдельные люди не изучали Библейскую историю либо же самонадеянно ее истолковывали.

Например, на основании искаженного толкования Библии образовались многие лжеучения. Многие ереси Православная Церковь смогла преодолеть усилиями Святых Отцов. Но некоторые крепко укоренились и приобрели большое количество последователей.

Православная Церковь в вопросах толкования сложных мест Священного Писания учит прислушиваться к мнению Святых Отцов и известных богословов, чей авторитет не вызывает сомнений, которые своей жизнью доказали право на доверие в таких сложных вопросах. Однако позиции толкователей Библии могут отличаться. В богословии существует специальный раздел, который занимается непосредственным толкованием текстов Библии. Он называется экзегетика (в переводе с греческого “толкование”, “изъяснение”).

Методы толкования Библии

Существуют несколько методов толкования Библии:

– буквальный (исторический). При таком подходе используется формальный исторический анализ повествования, без рассмотрения духовного смысла Священного Писания;

– аллегорический (символический, иносказательный). Применяется в том случае, когда прямое толкование неуместно или невозможно (притчи, предсказания). Например: сло­ва Бо­га в 3 главе книги Бытия «Адам, где ты?» не оз­на­ча­ют, что Тво­рец не смог раз­гля­деть че­лове­ка в са­ду, а пре­дуп­режде­ние об опас­ности: «что с то­бой про­ис­хо­дит?»;

– про­об­ра­зова­тель­ный (ти­поло­гичес­кий). При таком методе толкование Библии (в частности, Ветхого Завета) основывается на восприятии ветхозаветной истории и пророчеств как длительном пути к пришествию Мессии (Иисуса Христа);

– нравс­твен­ный (тро­поло­гичес­кий, эти­чес­кий). Базируется на нравственной проповеди и догматике, которые основываются на текстах Священного Писания. Примером тому служит Библия с объяснениями святителя Иоанна Златоуста, святителя Филарета Московского;

– мистический (духовный, анагогический). Например, военные поражения и порабощения народа Израиля истолковываются как следствие отпадения от Бога.

Как понимать пророчества

Хотя многие события, описанные в Библии, и подтверждены археологами и историками, сложные места Писания неуместно толковать буквально. Многие притчи и пророчества преподносились слушателю с “зашифрованным” смыслом.

Одно из таких пророчеств гласит: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Бытие, глава 3, стих 15).

Эти кажущиеся непонятными слова были адресованы Богом сатане. Господь предрекает, что лукавому предстоит “воевать” с женщиной и ее семенем. Под семенем понимается рожденный Женой Ребенок.

Но возникает вопрос: почему именно с семенем женщины предстоит вражда, а не мужчины? Ведь в ветхозаветные времена род начинался от отца семейства. В истории был только один случай, когда на свет появился ребенок, который был зачат без мужчины. Его Отцом был Бог, а матерью – Дева Мария. Таким ребенком стал Иисус Христос – то семя, которое победит сатану.

Толкование слов, обращенных к сатане, “ты будешь жалить его в пяту” дает святитель Филарет Московский: пята – “есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого”. Речь в повествовании идет о искушениях, телесной смерти, бедах и напастях – то, чем сможет соблазнить лукавый змий человека. Это первое пророчество о пришествии в мир Мессии – Иисуса Христа.

Ошибки при толковании Библии

Толкование Библии подразумевает многие ошибки. Одной из самых распространенных является “выдергивание” слов или отдельных фраз из контекста повествования, что приводит к искажению библейских событий.

В современном мире Библия самовольно и произвольно трактуется далекими от веры людьми для извращения смысла библейских текстов и критики христианства. Так, вырванные из контекста слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), атеисты любят приводить в пример верующим людям. Тем самым указывая на то, что верующие должны буквально претерпевать побои от других людей. Но этой фразой Иисус Христос указывал на заповедь о том, что на всякое зло нужно отвечать добром. В другом месте повествования, когда слуга первосвященника ударил схваченного Спасителя, Иисус Христос отвечал ему: “если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Ин 18:23).

Читайте также:  Покойный отец во сне мертвый

Также буквально историческое толкование Библии неуместно: Священные тексты это в первую очередь Слово Божье, а лишь потом исторический документ.

При изучении Писания многие сложные тексты долгое время могут оставаться непонятными. Во-первых, это происходит из-за сложностей корректного перевода библейского текста. Во-вторых, а также по причине ментальных различий взглядов на жизнь и образа жизни еврейского народа того времени и современного общества.

Научный и религиозный подходы в чтении Библии

В толковании Библии важно придерживаться принципа “золотой середины”. Нельзя недооценивать научно-исторический подход и в тоже время переоценивать религиозный. Священное Писание изобилует образной, иносказательной речью. Например в Евангелие от Иоанна (Ин 10:7) Спаситель указывает на себя, говоря “я есть дверь” или “я есть виноградная лоза” (Ин 15.1). Очевидно, что это метафоры призванные выразить значение проповеди Христа для спасения человеческой души. Или библейский сюжет о 6 днях сотворения мира: с точки зрения научных исследований земная жизнь зародилась в течение более продолжительного времени. Религиозные толкователи отвечают, что 6 дней являются условным обозначением определенного временного периода.

Но можно впасть в другую крайность и предавать иносказательный окрас всем событиям. Тем более, что в библейских текстах очень тонка грань между реальными событиями и символическими. Поэтому важно уметь сопоставлять научный и религиозный подход в толковании Священного Писания. Существенную помощь в этом могут оказать тексты Святых Отцов, досконально изучавших Библию.

Толкование Нового Завета Святыми Отцами

Толкование Нового Завета является важнейшей составляющей вероучительных догматов. Неверно истолковав слова и поступки Иисуса Христа, существует большая вероятность впасть в заблуждение, ошибку. Поэтому в Православии большое внимание уделяется Священному Преданию. Святые Отцы сформулировали основные вероучительные положения, а также истолковали Священное Писание, не допустив распространение многих еретических учений.

“Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься. Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа” (святитель Игнатий Брянчанинов).

Ярким примером самовольных, зачастую ошибочных умозаключений служит Протестантизм. Приверженцы этого учения не признают Священного Предания. Толкование Нового Завета в частности и Библии в целом осуществляется каждым человеком отдельно. В результате чего протестанты разделены на тысячи церквей, вероучение которых может значительно отличаться друг от друга.

“Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред” (святитель Иоанн Златоуст).

Поэтому каждому православному христианину необходимо опираться на мнения Святых Отцов. В то же время следует научиться самостоятельно анализировать различные толкования.

Для упрощения изучения Священного Писания существуют издания Библии с комментариями, где сложные для понимания события и слова объясняются авторами. Например, Андрей Десницкий «Введение в библейскую экзегетику», книги Федора Козырева («Поединок Иакова», «Искушение и победа Святого Иова»), “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета” Архиепископ Аверкий (Таушев), Андросова В.А. «Библия для всех», “Толковая Библия. Под редакцией А. П. Лопухина”.

Источник

Зачем читать Ветхий Завет

О трудных местах и таинственных образах в текстах Библии, написанных до Христа

Ключ к пониманию ветхозаветных текстов помогает нам найти священник Андрей Выдрин, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии. Он родился в 1983 году в Кирове. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Много занимался изучением Ветхого Завета. Этой теме были посвящены и его диссертация, и другие труды. Он часто выступает с лекциями о различных аспектах библейской истории, в том числе — о пророках, в академии и других аудиториях.

Почему трава появилась раньше солнца

— Нужен ли вообще православному человеку Ветхий Завет? Там ведь много непонятного и совсем не по-христиански жестокого. Стоит ли во всём этом разбира ться?

— Мне кажется, что Ветхий Завет надо обязательно читать любому православному христианину. Ещё в древности Святые Отцы осудили негативное отношение к Ветхому Завету, которое пропагандировала группа еретиков, утверждавших, что он был написан другим, жестоким Богом, а потом пришёл истинный Бог и явил миру Новый Завет. Святые Отцы признали подобное мнение еретическим, потому что как раз в Ветхом Завете содержатся пророчества о приходе долгожданного Мессии, Который спасёт не только избранный израильский народ, но и всё человечество. По сути дела, к принятию Спасителя человечество подготавливалось именно Ветхим Заветом, что для нас — свидетельство его истинности и богодухновенности.

— Уже начало Библии может кого-то смутить. Например, в третий день творения начинают активно расти деревья, трава — и всё это без солнца, так как солнце создано в четвёртый день. Как понимать такой текст?

— Сегодня некоторые люди рассматривают текст Шестоднева с точки зрения биологии или физики, пытаясь найти в нём подтверждение или опровержение научных гипотез. Однако древний пророк не намеревался создавать научный трактат. Шестоднев — это прежде всего богословское произведение. Священный писатель стремился посредством поэзии изложить богословское учение о создании мира Единым Богом. Речь не об очерёдности и научном обосновании тех или иных процессов, а о тайне творения и о всемогуществе Бога. Господь повелевает земле произрастить траву и деревья, и, несмотря на отсутствие солнца, «стало так». Слово Божие и слово человеческое

— В книгах Ветхого Завета много жестокостей, которые не только не осуждаются, но даже представляются нормой. Как это воспринимать?

— К подобным моментам в Ветхом Завете надо относиться с позиции древнего человека. Мы воспитаны в христианской культуре, для нас гуманизм — одна из ценностей. В древности всё было по-другому. Тогда человек воспринимался лишь как часть коллектива, своего рода или племени. Так, Бог заключил завет не с Моисеем только, а со всем израильским народом, который и должен был наследовать Землю обетованную — Древний Ханаан. Согласно археологическим данным, известно, что в древности именно среди хананеев были распространены ужасные обычаи человеческих жертвоприношений. Своим божествам они нередко приносили в жертву маленьких детей. Такого не было ни в Месопотамии, ни в Египте. Глупо было бы надеяться на исправление этих диких нравов. Поэтому, как понимали это сами израильтяне, только полное истребление жителей того или иного ханаанского города могло пресечь распространение этой заразы.

— Это было мнение израильтян или Божия воля?

— Израильтяне мыслили себя в это время исполнителями воли Бога. И когда мы читаем в тексте о том, что истребление повелевалось Самим Богом, следует иметь в виду, что Священное Писание — это не только слово Божие, но и слово человеческое. В нём отражены представления о Боге, бытовавшие среди древних израильтян, находившихся на дохристианском этапе исторического и нравственного развития. И всё же следует особо оговорить, что, кроме особых случаев, ветхозаветные правила ведения войны были довольно мягкими даже в сравнении с нынешним временем.

Читайте также:  Поезд для детей для сна

Личный выбор святого Иеремии

— Важное место в Ветхом Завете занимают пророки. Кто из них вам ближе и почему?

— Эта жертвенность близка духу Нового Завета…

— Да, пророк Иеремия является наиболее выразительным прообразом Иисуса Христа. Он призывает иудеев следовать Божественным заповедям, его не принимают, оскорбл яют и в конце концов убивают — побивают камнями. Именно в его книге впервые появляется сравнение с агнцем: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер. 11:19), которое впоследствии Иоанн Креститель применил в отношении Христа: «Вот агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Откуда взялись «колёса, полные очей»

— А что за странные видения у пророка Иезекииля, похожие на фантастические фильмы и романы? Чего стоят только существа в человеческом облике, но с несколькими лицами, которые двигались со скоростью молнии, а между ними ходил огонь, над головами были кристаллические своды, а перед ними — колёса, в которых находились другие колёса…

— Действительно, у пророка Иезекииля очень много таинственных видений. На мой взгляд, они связаны с окружающей его обстановкой. В отличие от большинства пророков Иезекииль нёс своё служение за пределами Палестины — в Вавилоне, огромном мегаполисе, который был на тот момент центром мира. Переселение в Вавилон явилось для израильтян своеобразным культурным шоком, они столкнулись со множеством невиданных доселе явлений. Например, вавилоняне поклонялись целому сонму богов, каждому из которых строился огромных размеров храм, тогда как в Иерусалиме был всего один храм. В шумеро-аккадской традиции существовало большое количество изображений фантастических существ, что было запрещено в Израиле. Передавая Божественную весть, Иезекииль использовал образы, которые его окружали и были понятны его современникам.

— То есть на самом деле он видел нечто иное?

— Нельзя сказать, что он точно описывает то, что видел. Иезекииль постоянно употребляет выражения «подобие» и «как бы»: «как бы огонь», «как бы животные», «как бы подобие престола» и так далее. Он передаёт Божественное откровение как может — посредством того, что его окружало, потому что это нечто запредельное, выходящее за рамки земной реальности. Например, описывает «колёса, полные очей». Образ взят из религиозного обычая: жители Вавилона вывозили статую своего божества на колеснице, ободья колёс которой были украшены драгоценными камнями. Эти камни называли тем же словом, которым обозначались глаза. Иезекииль использует этот образ, но вкладывает в него иной смысл: их божества ездят на сияющей колеснице, а Вселенский Бог израильтян пребывает на надмирной колеснице всего мироздания.

Есть ли в наши дни пророки

— Возможны ли пророки в наше время? Как относиться к многочисленным пророчествам, которые приводятся в Интернете?

— Существование пророков возможно в любое время, если возникает такая необходимость. В ветхозаветную эпоху пророки часто появлялись в критические моменты истории израильского народа. В начале христианской эры они служили для распространения Евангельской вести по миру. Мне кажется, что в наше время пророческий дар перешёл к людям, которых принято называть старцами. Но к цитированию пророчеств следует относиться с осторожностью. Знаю примеры, когда какие-то слова выдаются за сказанные старцем, хотя он никогда их не произносил, либо его слова неправильно интерпретировали.

К тому же надо помнить, что Господь не ограничен пророчеством. Бог может что-либо открыть старцу, но это может и не исполниться. Именно такой случай описан в Книге пророка Ионы: услышав его пророчество, люди стали каяться, и Господь отменил уже предвозвещённое наказание.

Как Христос повысил планку

— Иисус Христос сказал: «Я пришёл не нарушить закон или пророков, но исполнить». И всё же христианство явно противоречит многим ветхозаветным установкам, начиная с «око за око». Можно ли сказать, что Христос всё-таки изменил, усовершенствовал ветхозаветные законы?

— Да, конечно. Ветхозаветные нормы и учение Христа действительно во многом различаются. Господь пришёл исполнить закон, то есть довести его до полноты или завершённости. Принцип «око за око» впервые появился в месопотамских правовых нормах за тысячу лет до упоминания в Библии, затем он перешёл в Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В частности, там говорится, что если по вине строителя рухнула стена и придавила ребёнка хозяина дома, то ребёнок строителя должен быть убит. Делалось это не из-за жестокости, а с целью ограничения кровной мести, то есть за ущерб полагалось равное возмездие.

Через несколько веков Господь приносит людям Благую весть и доводит древние законы до совершенства. Так, он говорит в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» (Мф. 5:21.22). Христос повышает планку, говорит, что надо стараться избавиться от пожелания зла даже в мыслях. Господь даёт новую заповедь о любви друг к другу до самопожертвования: «Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Это вершина закона любви, идеал, к которому нужно стремиться.

Источник

Зачем православным святые отцы? Неужели Библии им мало?

Этот вопрос православным христианам приходится слышать нередко. На самом деле он затрагивает куда более глубокую проблему, а именно — проблему Священного Предания, частью которого являются и труды святых отцов. О том, что такое Предание, и почему, как считает Церковь, без него Библию понять не получится, в новом материале «Фомы».

Достаточно ли одной Библии?

Вопрос о соотношении Священного Писания и Предания — камень преткновения в многовековых спорах православных христиан с протестантами. Последние уже в XVI веке провозгласили знаменитый тезис: Sola scriptura (лат. только Писание), утверждая, что для полноценной христианской жизни достаточно одного текста Библии. В нем, говорят они, содержится ровно столько, сколько нужно для спасения человека, а Предание — это какое-то позднее, выдуманное и совершенно лишнее нагромождение, от которого необходимо избавиться.

Православные же богословы с таким подходом категорически не согласны.

Церковь учит, что Священное Предание — это древнейшая форма передачи Божественного Откровения.

Предание существовало до Священного Писания; оно первично по отношению к тексту Откровения. Понять это не так уж сложно, ведь даже в обыденной жизни мы сначала проживаем нечто опытно, а уже затем, при необходимости, этот опыт фиксируем в тексте. Кроме того, о первичности Предания по отношению к Писанию свидетельствует и сам библейский текст.

Так, из той же книги Бытия мы узнаем, что Бог непосредственно общался с Адамом, Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем. Мы видим, что Авель знает, как приносить жертву Богу от первородных стада своего и от тука их (Быт 4:4). Ной знает какие животные «чистые», а какие «нечистые» (Быт 7:8). Авраам знает, что такое десятина, когда дает ее Мелхиседеку, царю Салима (Быт 14:20). И, заметим, никто из них не читал Писание, которое тогда, очевидно, еще и записано не было.

На протяжении многих веков ветхозаветные праведники жили без сакрального текста Писания, так же как, впрочем, и ранние христиане долго обходились без текста Нового Завета, сообразуя свою духовную и повседневную жизнь с устным Преданием Церкви.

Таким образом, можно сказать, что Писание — это записанная часть Предания, и именно поэтому они не существуют друг без друга.

Сами апостолы неоднократно призывали верующих держаться Предания: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор 11:2); Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес 2:15); Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес 3:6).

Читайте также:  Пальто синего цвета во сне

Более того, само появление зафиксированного в тексте Божественного Откровения, по мысли святителя Иоанна Златоуста, было связано с нарастающим падением человеческих нравов, с духовной «глухотой», которая все больше распространялась среди людей:

«По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем».

«Белые пятна» в Священном Писании

Интересно, что если мы «вычеркнем» из Божественного Откровения Священное Предание, то в библейском тексте тут же появляются «белые пятна» — своеобразные содержательные провалы, заполнить которые без посторонних источников не представляется возможным.

Так, например, в книге Бытие говорится от лица патриарха Иакова его сыну Иосифу: Я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим (Быт 48:22). Однако в самом Писании (книга Бытие) нигде не говорится о военных действиях, которые совершал Иаков по отношению к Аморреям с «мечом. и луком» в руках.

Апостол Павел в Послании к Тимофею пишет как об общеизвестном факте, что Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим 3:8). Вновь возникает вопрос: откуда Павел почерпнул этот рассказ, если во всей Библии об этом конфликте неких Ианния и Иамврия с Моисеем нет ни слова?

В своей проповеди перед иудеями архидьякон Стефан сообщает: И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых (Деян 7:22–23). Снова: во всем Ветхом Завете не сообщается, в каком возрасте Моисею пришло. на сердце посетить братьев своих. И таких примеров в Библии значительное количество.

Но есть и куда более принципиальная проблема. Читатели Нового Завета наверняка сталкивались с тем, что после прочтения всего комплекса текстов не находили в нем хоть сколько-нибудь развернутого учения о некоторых принципиальных основах христианской жизни, например, о таинствах. Возникает вопрос: с чем связано такое молчание? И вопрос этот неразрешим в рамках принципа «только Писание».

Впрочем, и сама содержательная структура Нового Завета оказывается несколько размытой — в ней возникают логические неувязки, туманные места, не поддающиеся окончательной дешифровке. Что, например, означают слова Иисуса Христа о Хлебе Небесном, о виноградной лозе, о воде, текущей в жизнь вечную? Или к чему призывает апостол Павел, говоря: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:28–29)? О какой лозе, воде, хлебе и чаше идет речь? Сам новозаветный текст однозначного ответа нам не дает.

Однако все эти вопросы и проблемы тут же снимаются как только мы включаем Писание в его родную среду — то есть в Предание.

Протоиерей Иоанн Мейендорф прямо пишет, что приведенные выше изречения Христа «не могут быть вполне поняты без знания о том, что христиане в первом веке совершали Крещение и Евхаристию». Изречения о чаше, виноградной лозе и хлебе приобретают законченность и ясность, как только мы включаем их в сферу Предания. И это еще раз демонстрирует: Писание и Предание — взаимообусловлены и нерасторжимы. Только их единство обуславливает концептуальную завершенность Божественного Откровения.

Предание — это условие истинного понимания Писания, эталон, многовековой опыт прочтения и осмысления Библии Церковью, ориентируясь на который, и сам христианин может читать Откровение, не рискуя исказить его смысл.

Можно вспомнить характерный сюжет из книги Деяний, когда евнух, читавший Ветхий Завет, на вопрос апостола Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь? — отвечал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян 8:30–31).

Предание как раз и «передает» верующему человеку это наставление, касающееся, правда, не только того, как читать Писание, но и того, как спастись.

Вне Церкви нет ни Предания, ни Писания

Предание, как и Писание, существует только для Церкви и только в рамках Церкви. Вне Церкви не существует ни Священного Писания, ни Священного Предания.

Священномученик Илларион Троицкий прямо пишет об этом: «Священное Писание — одна из сторон общей благодатной церковной жизни, и вне Церкви Священного Писания, в истинном смысле этого слова, нет».

И Алексей Хомяков замечал, что «вне Церкви живущему непостижимо ни Писание, ни Предание, ни дело».

Поначалу такие заявления покажутся декларативными и в некотором смысле даже чересчур громкими. Однако если мы зададим верный контекст, то все возможные недоразумения отпадут сами собой.

Предположим, я очень хочу, чтобы вы открыли для себя музыкальный мир Стравинского. Возможно, я даже неплохо разбираюсь в его творчестве и могу прочитать о нем целую лекцию, а потом прислать еще несколько хороших академических статей. И вы все это покорно выслушаете, прочитаете, усвоите, но музыку Стравинского все равно для себя так и не откроете. Потому что не произошло самого главного — встречи с этой музыкой, полного в нее погружения, непосредственного соприкосновение с тем, как ее исполняет оркестр.

Так же и с Писанием и Преданием. Рассказывать о них можно сколько угодно, исследований проштудировать сотни и тысячи. Но без личной встречи, без непосредственного построения своей жизни по Писанию и Преданию они так и останутся всего лишь любопытными артефактами человеческой истории.

И встретиться с ними, открыть их по-настоящему возможно только в Церкви, которая уже не одно тысячелетие непрерывно живет и дышит Преданием и Писанием в постоянной преемственности «исполнителей» Писания и Предания, то есть святых.

Святость — свидетельство жизни по Преданию и Писанию, подлинного воплощения полноты Божественного Откровения в судьбах конкретных людей, но в первую очередь — в жизни Иисуса Христа. Как музыка Стравинского тогда только становится подлинно явленной нам, когда мы слушаем ее в живом исполнении, так и

Предание и Писание тогда только во всей полноте открывается нам, когда мы пребываем в Церкви, когда мы сопричастны опыту святости. Самое же глубинное переживание Предания возможно только в таинстве Причастия. Евхаристия — средоточие Предания и Писания.

Божественное Откровение во всей своей полноте было дано Церкви единожды — в день Пятидесятницы. Все последующие века это Предание во всем его разнообразии лишь развертывалось и последовательно разъяснялось христианами.

И постановления Вселенских Соборов, и догматика, и учение святых отцов, и иконографический канон, и церковная архитектура, и библейский канон — все это и есть Священное Предание.

Потому учение Церкви не эволюционирует и не развивается в своем содержании. Оно только проявляется в истории человечества, в жизни святых людей.

Блаженный Августин, который и сам по-настоящему открыл для себя Предание и Писание, когда встретился с великим святым Амвросием Медиоланским, как-то написал парадоксальное: «Я не веровал бы Евангелию, если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви». И мы вслед за великим святым можем добавить: «Я не уверовал бы в Предание, если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви».

А авторитет самой Церкви — всегда живущий в ней Святой Дух.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector