Правила толкования нормативно правового акта

§ 2. Способы (методы) толкования нормативно-правовых актов

Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов.

В юридической литературе справедливо проводится разграничение терминов «способ» и «прием» толкования.

Можно выделить в качестве самостоятельных следующие способы толкования норм права:

1. Филологический (языковой, грамматический, текстовой);

5. Телеологический и др.

Методы толкования права представляют собой систему приемов, умелое использование которых способствует истинному познанию, как буквы, так и духа норм права. Разработке этих методов положили начало юристы Древнего Рима, но процесс их совершенствования не завершен и по настоящее время. В частности, российские правоведы расходятся в понимании роли методов толкования права в научном и практическом познании норм права и обнаруживают разные мнения относительно системы этих методов.

Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.

1. Грамматическое толкование (филологический, языковой способ) — выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста (грамматическая форма — падеж, род, число, вид, лицо, структура предложения, существительное, прилагательное, подлежащее, сказуемое, значение отдельных терминов — уяснение при помощи справочников, словарей).

С этого способа, как правило, толкование начинается. Филологический способ толкования требует:

— Уяснения смысла и значения, использованных в норме понятий, в том числе правовых, например, таких как «повторно», «пеня»;

— Учета значения союзов. В разделительном значении обычно употребляются в нормах права союзы «или», «либо». В соединительном значении часто используются союзы «и», «а равно». Возьмем для примера норму, содержащуюся в ч. 1 ст. 171 УК РФ, где говорится: «Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупных размерах, — наказывается. ». В данной норме все союзы употреблены в разделительном значении, и, следовательно, для признания предпринимательской деятельности незаконной достаточно хотя бы одного из названных признаков. А если бы в норме был употреблен союз «и», то необходимо было бы доказать существование и того, и другого признака. Весьма часто в разделительном значении союзы «или», «либо» используются при формулировании санкций уголовноправовых норм, что дает возможность суду варьировать при выборе справедливого наказания за преступления;

— Точного учета совершенных и несовершенных форм глаголов и причастий. Например, ст. 47 УК РФ гласила, что вред, понесенный гражданином при спасении имущества от угрожающей ему опасности, должен быть возмещен той организацией, имущество которой спасал потерпевший.

— Внимательного отношения к знакам препинания, расставленным в норме права. Классическим, хотя и не совсем относящимся к теме, стал пример с резолюцией из трех слов «казнить нельзя помиловать» без знаков препинания. И от того, где в данной резолюции поставить запятую или тире, зависит выбор вариантов, исключающих друг друга.

В литературе обычно отмечается и еще один момент, связанный с грамматическим толкованием норм права. Имеется в виду необходимость учета последовательности используемых в норме права понятий. Например, ст. 8 Конституции РФ гласит: «В РФ признаются и защищаются равным образом частные, государственные, муниципальные и иные формы собственности». Как видим, на первое место поставлена частная собственность. Вряд ли это случайно. Этим законодатель подчеркивает: частная собственность должна быть ведущей в государстве с рыночной экономикой.

Итог грамматического толкования нуждается в проверке посредством других способов толкования.

2. При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь используется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и их соотношения между собой.

Этот способ толкования особое значение имеет для выяснения элементов структуры юридической нормы, при анализе соотношения нормы права и статьи нормативного акта. Логический способ толкования предполагает использование при уяснении и разъяснении правовых норм основных законов формальной (тождества, достаточного основания, исключенного третьего) и диалектической (всесторонность, развитие) логики. Нарушение этих законов делает правовое интерпретационное мышление путаным и ошибочным.

В данном случае применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда. Например, иногда законодатель в целях лаконичности при формулировании норм права перечисляет какие-либо обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не дает исчерпывающего перечня, а использует обороты: «и другие», «в аналогичных случаях». Поэтому деятельность по уяснению правовых норм требует знаний законов и правил формальной и диалектической логики, правильного их применения.

Читайте также:  Одним сняться сны другим нет

Не имея возможности подробно анализировать все логические приемы толкования, покажем на некоторых примерах сущность и значение такого приема, как логическое преобразование. Необходимость логического преобразования вытекает, прежде всего, из особенностей языкового оформления норм права. Например, грамматическая форма предложения, в котором заключена норма права, нередко неточно выражает количественную сторону нормы. В предложениях нормы обычно говорится о единичном лице: «обвиняемый имеет право», «следователь обязан». Для того чтобы привести предложение в соответствие с нормой права и логикой жизни, необходимо мысленно добавить слова: «каждый», «всякий».

Видом логического приема толкования является толкование норм права по аналогии. Толкование по аналогии нисколько не компенсируется и тем более не охватывается институтом аналогии закона или аналогии права, когда речь идет о восполнении пробелов в праве. Институт аналогии права и толкование по аналогии — относительно самостоятельные юридические процессы. При толковании по аналогии только уясняется смысл действующей правовой нормы, содержание которой может быть определено правильно, когда имеется в виду содержание сходных предписаний или принципов права. Это явление объясняется единством правовой системы, существованием согласованных субъектами Федерации принципов действующего права.

3. Систематическое толкование — уяснение содержания правовых норм путем установления их системных связей с другими нормами, их местом и значения в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.

Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами.

Систематическое толкование позволяет выявить факты коллизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.

Основной прием этого вида толкования — сравнение. Проиллюстрируем эти положения хотя бы одним примером. Пункт «а» ст. 105 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное убийство «двух или более лиц», что выступает отягчающим вину обстоятельством. Возникает вопрос: во всех ли случаях умышленного убийства двух или более лиц должна наступать ответственность по п. «а» ст. 105 УК РФ? Если толковать эту статью автономно, изолированно от других норм УК, то ответ по буквальному смыслу этого пункта должен быть положительным. Но если мы будем интерпретировать указанный пункт ст. 105 УК РФ в совокупности со ст. 107 РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта) или со ст. 108 УК РФ (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. ), то ответ будет иным: не каждое убийство двух или более лиц влечет ответственность по п. «а» ст. 105 УК РФ.

Совершенно не могут быть поняты без систематического толкования отсылочные и бланкетные правовые нормы.

В процессе толкования конкретной правовой нормы, кроме того, должна устанавливаться смысловая связь с принципами права: толкование нормы права никоим образом не должно противоречить им.

4. Специально-юридическое толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, понятий, категорий, конструкций и т.

Однако рассматриваемый способ не сводится только к толкованию терминов (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием). Содержание его гораздо шире. Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования, юридические конструкции, тип регулирования и т. д. Например в условиях общедозволительного типа («Разрешено все, кроме прямо запрещенного») регламентация осуществляется путем использования запрещающих норм, хотя на самом деле речь идет об общем дозволении.

5. Историко-политическое толкование — уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, выяснение целей и задач, заложенных в них законодателем. Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержание нормы права. Историко-политическое толкование способствует точной и правильной реализации правовых норм, предупреждает нарушение законности при их применении.

Иными словами, историко-политический способ толкования — такое уяснение смысла норм права, при котором интерпретатор опирается на факты, связанные с историей возникновения толкуемых норм права. Интерпретатор как бы мысленно переносится к историческим условиям появления правовой нормы, изучает социальноэкономическую и политическую атмосферу, вызвавшую к жизни конкретную правовую норму.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, исследование конкретно-исторических условий издания правовой нормы может привести к следующим выводам:

Читайте также:  Почему во сне снится музыка

1. Данная норма не действует, так как изменились отношения, которые ею регулировались;

2. Данная норма, как изданная в иных условиях, не полностью отвечает задачам и целям современного правового регулирования, а поэтому требует определенного приспособления к изменившимся условиям.

Например: в союзном и российском законодательстве (уголовном и административном) в качестве правонарушений признавались спекуляция, тунеядство и т. д. 25 декабря 1990 г. Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности (вступил в силу с 1 января 1991 г.) была разрешена любая деятельность, имеющая целью получение прибыли, в том числе и скупка с целью перепродажи. В уголовном и административном законодательстве составы спекуляции оставались до 28 февраля 1991 г. до внесения изменений в закон.

3. Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда.

Телеологический (целевой) способ толкования российского права является одним из наименее разработанных в юридической литературе (лишь в 1985 г. появилось первое специальное монографическое диссертационное исследование этого способа Т. Я. Насыровой).

Телеологическое толкование — это осуществляемая субъектами права относительно самостоятельная деятельность по установлению целей закона с помощью обособленной совокупности специальных приемов, в конечном итоге способствующая раскрытию общего смысла и содержания конкретных нормативных предписаний.

Основное содержание телеологического способа толкования составляют приемы установления целей российского законодательства исходя из их иерархических взаимосвязей и зависимостей. «Иерархический» прием телеологического толкования включает следующие операции: заключения о цели интерпретируемой нормы по цели другого нормативного предписания; заключения об общей цели правового акта; заключение по целям института или отрасли права.

В отличие от иных способов толкования телеологической интерпретации правовой нормы свойственно следующее:

1. Результат, на достижение которого ориентирует законодатель (цель нормы права), выходит за пределы внутреннего логического содержания правовой нормы, анализируемого с помощью грамматических и логических приемов толкования. Поэтому при телеологическом толковании формально-юридический анализ закона органически связывается с изучением объективной действительности общества;

2. В отличие от исторического способа уяснения закона, призванного установить, что было до издания и в момент его издания, телеологический способ способствует выявлению того, что будет (точнее, должно быть) после претворения нормы права в жизнь;

3. При телеологическом толковании применяются социальные нормы (специальные), приспособленные к выявлению цели правовой нормы, основанные на знании тех или иных свойств целевой характеристики нормы (иерархических, в связи со средством ее достижения).

Телеологическое толкование является одной из специфических гарантий обеспечения согласованности содержания подзаконных актов с вышестоящими нормативными актами, недопущения превалирования ведомственных целей над общегосударственными целями правового регулирования. Целевое толкование формирует правильные взгляды о целях правового регулирования, способствует раскрытию ценностной характеристики закона, его оценки как социального блага и, следовательно, выработке установки на правомерное, социально-активное поведение.

4. Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма. Прежде всего это касается толкования так называемых оценочных терминов («уважительные причины», «существенный вред», «значительный ущерб», «крайняя необходимость» и т. д.). С учетом особенностей места, времени и других факторов одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными либо неуважительными, существенными либо несущественными.

Только совместное использование всех приемов толкования способствует точному и правильному пониманию смысла толкуемой нормы права.

Источник

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Читайте также:  Проснутся от смеха во сне

Норма права касается:

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ принимаются в виде:

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Общие черты этих актов:

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector