Правила толкования действующего законодательства

Толкование действующего законодательства

Довольно часто вступившие в силу законодательные акты нуждаются в разъяснении. Толкование законов, иных нормативно-правовых актов ─ неизбежный спутник всякой правовой системы, в особенности той, в основу которой положена общая правовая норма. В этих условиях толкование действующей юридической нормы ─ необходимое условие надлежащего действия права в обществе (если понимать, что каждый отдельный нормативно-правовой акт оказывается связанным многими нитями с уже существующими правовыми предписаниями). Исключительное значение толкование имеет и для подготовки различного рода справочной литературы. Толкование закона может иметь огромное значение и для населения.

Толкование ─ это установление, раскрытие смысла, вложенного в нормативно-правовой акт законодателем. Известны два основных аспекта толкования. В первом случае толкование ─ это раскрытие, уяснение содержания нормативно-правового акта как бы для себя. Такое толкование служит важным этапом использования или применения права тем или иным субъектом права. Во втором случае под толкованием понимают разъяснение смысла нормативно-правового акта для других. Разъяснение имеет место тогда, когда содержание нормативно-правового акта не только уясняется самим субъектом, но и разъясняется всем заинтересованным в этом лицам и организациям.

Разъясняются главным образом те нормативно-правовые акты, по поводу которых возникают сомнения или разногласия в практике их реализации. В целом же, этот прием используется для организации по возможности точного соблюдения правовых предписаний участникам различных правовых отношений.

Очевидна определенная условность разграничения толкования на уяснение и разъяснение. В действительности, трудно представить ситуацию, когда лицо разъясняет правовую норму без предварительного уяснения ее содержания. Хотя возможно самостоятельное уяснение акта без последующего его разъяснения (но тогда нет и толкования).

Рассматриваемое разграничение связано не столько с особенностями самого процесса толкования, сколько с различием целей толкования и различиями между юридическим положением самих субъектов права. Обычно нормативно-правовые акты разъясняют специально уполномоченные на то органы ( чаще всего государственные). Уяснить же смысл нормы может в принципе каждый субъект.

Уяснение нормативно-правового акта преследует обычно цель установления его смысла в полном объеме, в т о время как разъяснение может иметь более конкретную цель ─ раскрыть смысл того или иного термина, обозначить субъектов права, на которых распространяется действие данного правового акта, показать соотношение толкуемого акта с другими. Нередко разъяснение правового акта определяется явно «туманным» его смыслом.

Согласно официальной юридической доктрине, по крайней мере отечественной, толкование нормативно-правового акта не может и не должно вносить какие бы то ни было изменения в толкуемый акт (соответственно, в возникающие на его основе правовые отношения). Оно призвано установить основной смысл, вложенный законодателем в нормативно-правовой акт, указать место толкуемого акта в системе действующего законодательства, выяснить общественно-историческую обстановку его принятия, направленность и др.

Вместе с тем толкование не должно противоречить принципу целесообразности применения юридической нормы. В конечном счете, толкование правового акта (закона) должно быть направлено на точное и единообразное понимание и действие, выявление его содержания, зачастую скрытого за неудачной словесной формулировкой. Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от содержания правового акта, стремлениям противопоставить под разными предлогами «буквальный» и «действительный» смыслы, букву и дух закона. Последнее всегда является скрытой формой изменения закона. Основной идеей, которой должно быть проникнуто всякое толкование, является стремление к укреплению законности и правопорядка.

Иногда даже в результате использования основных приемов толкования оказывается, что правовой акт остается недостаточно ясным или его установленный смысл вызывает определенные сомнения. Тогда необходимо использовать дополнительные материалы. К последним могут относиться официальные разъяснения уполномоченных на то органов, учебная и монографическая литература, научные комментарии, материалы обсуждения

законопроекта, выступления официальных лиц и другие способы. Которые могут способствовать правильному установлению смысла толкуемого акта.

Необходимо заметить, что изложенные выше вопросы толкования рассматривались с позиции поддержания законности, прочного правопорядка. Эта проблематика допускает иные трактовки, концентрацию внимания на тех аспектах, которые в рамках догмы права остаются в тени.

Источник

К вопросу о проблемах толкования закона в Российской Федерации

Под толкованием закона понимается интеллектуальный процесс, состоящий из двух обязательных этапов: уяснения (определение смысла правовых норм самим субъектом толкования) и разъяснения (доведение субъектом толкования уясненного им смысла до иных заинтересованных лиц).

Толкование подразделяется на официальное и неофициальное. Поскольку неофициальное толкование имеет значение только для разрешения научных и бытовых вопросов, не является обязательным для органов судебной власти, представляется целесообразным не останавливаться на нем подробнее в рамках данной работы.

Официальное толкование подразделяется на:

1. Аутентическое толкование — это разъяснение смысла закона, исходящее от органа, принявшего его.

2. Легальное толкование — это разъяснение закона дается органом государственной власти, уполномоченным на то законом.

3. Судебное толкование дается любым судебным органом при применении уголовного закона в процессе рассмотрения конкретных уголовных дел. К данному виду толкования относятся и руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Толкование уголовно-правовых норм при рассмотрении конкретного уголовного дела и для конкретного случая судебным органом называется казуальным толкованием.

Рассматривая вопрос казуального толкования Ч.Беккариа справедливо замечает: «судьям не может принадлежать право толковать уголовные законы исключительно в силу того, что они не являются законодателями. Судьи не получили законы в наследство от наших предков как традицию или завет, которые не оставляют потомкам ничего другого, кроме повиновения. Наоборот, они получают их от живого общества или суверена, его представляющего, как хранителя результатов всеобщего волеизъявления своих современников».

Читайте также:  Парик и прическа во сне

Я согласен с этим положением, считаю, что первоочередная задача закона, как регулятора общественных отношений, это его способность отвечать текущим интересам общества. Тогда и только тогда, когда действующий закон не направлен на самовоспроизводство политической власти, но воплощает собой реальные чаяния общества можно говорить о его общеобязательности.

Здесь представляется целесообразным отметить, что неопределенность закона может возникнуть не только из ошибки, допущенной судьей, при его казуальном толковании, но и из первоначальной неоднозначности защищаемых законом общественных отношений. Например, статьей 228 Уголовного кодекса РФ, помимо прочего, запрещается приобретение и хранение лицом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Остается совершенно непонятным по какому принципу государством решается вопрос по запрету тех или иных общественных отношений, результатом которых является нанесение лицом вреда собственному здоровью.

Разумеется, государство, как общественное образование, защищающее интересы своих граждан, должно существовать исключительно с целью защиты этих самых интересов. Однако, как быть, когда совершеннолетний дееспособный гражданин самостоятельно нарушает свои же интересы? Если государство должно вмешиваться в подобные отношения — то каков предел его вмешательства? Ведь употребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, если понимать данное деяние как акт причинения ущерба гражданином самому себе, не имеет принципиального отличия от легальных актов причинения ущерба (употребление алкоголя, табакокурение, пирсинг, набивание татуировок и т.д.).

Таким образом, судье для толкования достается изначально недостаточно определенная норма закона что априори делает любое вынесенное решение неопределенным.

Ч.Беккаре видит причину этого в том: «что судьи не прислушиваются к постоянному и отчетливому гласу закона, а идут на поводу у толкования, ошибающегося и непостоянного».

Но ошибочным будет считать, что глас закона заключается в его формальном определении. Форму закону придает уполномоченный на то орган государственной власти (В РФ это Федеральное собрание). Однако, ни представительность данного государственного органа, ни его сменяемость не смог гарантировать соответствие гласа закона чаяниям общества.

В странах с романо-германской правой системой и невозможно достигнуть такого соответствия. Ибо сменяемость общественной морали и нравственности по своим темпам значительно опережает сменяемость любых представительных органов власти.

Решением данной проблемы мне видится необходимость грамотной имплементации судебного прецедента в нашу правовую систему. Только когда судья при рассмотрении дела сможет выйти за рамки противоречащего разуму закона и принять решение в соответствии с конкретными обстоятельствами дела. Только при таких условиях можно будет говорить не только о по-настоящему судебном толковании закона, но и о реальном существовании принципа разделения властей (ст.10 Конституции РФ), когда противоречащие общественным интересам предписания законодательных органов власти будут иметь широкую возможность для толкования органами судебной власти.

И только такой подход уведет нас от деспотизма закона к его настоящей роли — регулятора общественных отношений.

Источник

Правила толкования нормативных актов

Изучение сущности нормы права – общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. Исследование и характеристика особенностей актов толкования юридических норм. Ознакомление с основными способами толкования права.

РубрикаГосударство и право
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления14.11.2016
Размер файла21,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Юридический институт им. М.М. Сперанского

Контрольная работа по дисциплине: «Теория и практика современного правотворчества»

На тему: «Правила толкования нормативных актов»

студент 2 курса группы 115

заочной формы обучения

1. Понятие и виды толкования права

1.1 Понятие толкования права

1.2 Виды толкования права

2. Акты толкования юридических норм

3. Способы толкования права

Список используемой литературы

Тема толкование права является традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.

В демократически устроенном обществе толкование права служит целям выявления точного смысла правовых норм для того, чтобы обеспечить их правильную, эффективную в соответствии с режимом законности реализацию.

В. Даль под словом «толковать» подразумевает такие термины, как рассуждать, переговариваться, беседовать, разбирать, советоваться, объяснять и т. д. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка том 4 // М 1992 г.

Толковать право, значит, познавать и объяснять его смысл, цели, социальное назначение и практическую значимость.

1. Понятие и виды толкования права

1.1 Понятие толкования права

В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, её основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т. д.

Вступившая в законную силу норма права действует, т.е. может использоваться при регулировании общественных отношений. Но может и не использоваться. Практика знает немало так называемых «мертвых норм», которые существуют, но не реализуются в конкретных правоотношениях, в действиях граждан и иных лиц. Переход нормы права из сферы возможного в сферу практической деятельности, конкретных правоотношений осуществляется тогда, когда она становится известной участникам конкретных правоотношений и всем заинтересованным лицам.

Читайте также:  Приснился мальчик ребенок сонник миллера

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (нормативном акте).

Под процессом толкования правовых норм следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний»Г.В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие М 2014 г., с.124

Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования норм права, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими нормативными положениями. право государство юридический

Толкование норм права неизбежно при реализации правовых норм органами общих и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

Задача и цель толкования заключается в правильном, точном и однозначном понимании и применении закона. Толкования норм права не вносит и не может вносить поправок дополнений в действующие нормы.

Оно должно только анализировать, изучать и разбирать действующие нормы толкования во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц; их профессиональной подготовки, компетентности, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по разному, в зависимости от того, кто именно, каким образом и в каких целях его толкует.

Толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса. Прежде чем применить какую-либо правовую норму, ее необходимо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно, а также выяснить действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Как специальный вид юридической деятельности толкование включает в себя два этапа:

Уяснение смысла правового предписания (для себя);

Разъяснения смыслового содержания нормы (для других)

Толкующий субъект вначале уясняет содержание и смысл правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам. По своей сути первый вид толкования является познавательным, второй правоприменительным.

1.2 Виды толкования права

По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и козуальное и судебное

Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

Не официальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Так же толкование можно подразделить на устное и письменное.

Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия. В. В. Лазарев, С. В. Липень. Теория государства и права: учебник для вузов // М 2014 г. с.182

2. Акты толкования юридических норм

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на 4 группы:

а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания;

б) правоприменительные акты;

в) правотолкующие (интерпритационные) акты;

г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Интерпритационные акты, как виды правовых актов, имеют свои особенности, которые заключаются в следующем:

· они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов

· они не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих правовых норм; не являются источником и формой права;

· не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы, имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой юридической нормы; Теория государства и права // под редакцией В. К. Бабаева М 2015г. стр.459

Содержат указания то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

Носят подзаконный, но обязательный характер, обладают государственной обязанностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно властных полномочий;

адресуются, как правило, к должностным лицам и органами, применяющим право, а не субъектами, действия которых регламентируются нормой права;

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения.

Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям. Теория государства и права // под редакцией В. К. Бабаева М 2001г. стр.460

3. Способы толкования права

Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов, которые выработались в результате длительного опыта.

В юридической науке и практике различают следующие способы толкования:

грамматический (философский, языковой, текстовой);

Грамматический способ толкования права.

Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Слова, выражающие мысль, имеют самостоятельное значение. Однако, они находятся с другими словами в определенной логической связи, вследствие чего получают ограниченный и подчиненный общему строю смысл.

Грамматический способ состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста нормативно-правового акта, его буквального содержания. Поскольку мысль законодателя облечена в слова, выражения, понятия, а они связаны логической связью, то первоначального необходимо выяснить их терминологическое и грамматическое содержание, из которых складывается суть. Этот процесс связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта. После уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посредством которых сформулирована норма права, для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т.д.), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложения. Чтобы содержание нормы было понято правильно, нужно выяснить значение всех знаков препинания, соединительных или разделительных союзов. Например, при соединительном союзе «и» требуется наличие двух или более каких-либо условий при разделительных «либо», «или» выполняется только одно из указанных в такой норме условий.

Читайте также:  Поселок сон у моря крым

Юридической наукой выработан ряд правил грамматического толкования:

ь словам и выражениям закона следует предавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для их иной интепретации;

ь если в нормативном акте дано определение того или иного понятия, то именно в этом значении и следует его понимать, несмотря на его значение в обыденном языке;

ь значение термина, установленное правотворческим органом для одной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли;

ь если в законе не определено значение термина, то следует ему предавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;

ь идентичным формулировкам в рамках одного и того же акта нельзя предавать разные значения, если из этого акта не следует иное;

ь нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно значение;

ь недопустимо такое толкование, при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние. Грамматический способ предшествует всем остальным и во многом предопределяет их результаты. Однако следует учесть, что ни один их приемов не возможен изолированно, вне связи с другими. Теория государства и права: учебник // Ответственный редактор Г. Н. Манов. М 2016г. с.101

Список используемой литературы

1. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка том 4 // М 1992 г.

2. С. И. Ожегов Словарь русского языка // М 2012 г.

3. Большой юридический словарь под редакцией А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских // М 2014 г.

4. Д. А. Гаврилов. Герменевтика и теория толкования права // Вестник ВолГУ серия 5: Политика. Социология. Право. Выпуск 2 2015г.

5. Л.В. Соцуро. Различие между неофициальным и официальным толкованием права // Юрист 2013 г. № 7

6. В. В. Кожевников. Толкование норм права // Юрист 2012 г.

7. В.К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. Теория государства и права в схемах и определениях // М 2012 г.

8. Р. Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для вузов // М 2014 г.

9. Проблемы общей теории государства и права // Под общей редакцией В. С. Нерсесянца М 2015

10. С. А. Комаров Общая теория государства и пава: курс лекций // М 2015

11. Теория государства и права: Курс лекций // Под редакцией Н. И. Матузова и А. В. Малько М 2015

12. Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие М 2014 г.

13. В. М. Сырых. Теория государства и права: учебник // М 2011 г.

14. А. Ф. Черданцев. Теория государства и права: учебник для вузов // М 2014 г.

15. Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов // под радакцией А. С. Пиголкина. М 2016 г.

17. В. Н. Хропанюк. Теория государства и права // Под общей редакцией В. Г. Стрекозова. М. 2011 г.

18. Р. З. Ллившиц. Теория права: учебник // М. 2011 г

19. А. В. Якушев. Теория государства и права: конспект лекций// М. 2012 г.

20. Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов // Под редакцией А. С. Пиголкина. М. 2016 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и цели толкования норм права. Виды толкования норм права по субъектам. Способы и объем толкования правовых норм. Понятие актов толкования права. Конкретизация юридических норм как элемент их правильного, единообразного и эффективного применения.

курсовая работа [43,1 K], добавлен 02.02.2015

Понятие и цели толкования норм права. Виды толкования права по субъектам. Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий. Особенности актов толкования, их функциональное назначение. Правила языкового и логического толкования.

курсовая работа [62,5 K], добавлен 23.04.2014

Проблема толкования законов. Понятие и значение толкования норм права. Виды толкования норм права по субъектам. Официальное и неофициальное толкования и их разновидности. Способы толкования норм права. Понятие и разновидности актов толкования.

курсовая работа [57,7 K], добавлен 18.12.2008

Основания возникновения толкования норм права. Признаки толкования норм права, его виды, принципы и функции, структурные элементы. Разработка научно обоснованной концепции толкования норм современного российского права. Акты толкования юридических норм.

курсовая работа [40,7 K], добавлен 21.03.2012

Понятие толкования правовых норм и его необходимость как процесса, природа и содержание, основные задания. Разновидности толкования норм права по субъектам, по объему их содержания. Главные функции и механизмы толкования норм права на современном этапе.

курсовая работа [28,0 K], добавлен 29.04.2011

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector