Правила сна для младших школьников

Здоровый сон школьника: Как обеспечить отдых своему чаду?

Сон неотъемлемая часть существования любого живого существа, позволяющая восстановить утраченные во время бодрствования силы. Когда мы спим, в нашем теле происходит множество целительных процессов, благодаря которым организм регулирует физическое и психологическое здоровье. В условиях современного мира жизнедеятельность человека обусловлена повышенной активностью, что влечет высокие требования к отдыху. Особенно в достаточном количестве «сонного времяпровождения» нуждаются малыши и учащиеся младших классов. Родители в первую очередь желают, чтобы дети обладали хорошим здоровьем и не раз задавались вопросом, как этого достичь. Ответ прост и берет корни из далекого прошлого. Еще наши прабабушки говорили:» Нет большего лекарства, нежели хороший сон». И тут не все так просто. Оказывается, искусству «сновидения» надо учиться. Как заботливой маме отличить здоровый сон от «неправильного»? Насколько важен режим дня для вашего чада?

Режим дня и здоровый сон: Когда ложиться и сколько спать?

Чтобы школьник не зевал на уроках, необходимо прибегнуть к нехитрым правилам. Первое, и, пожалуй, самое главное, которое следует взять на заметку: наиболее полезно ночное сновидение — с 22-00 до 7-00. По мнению ученых, если ложиться в 10 вечера, то после полуночи, когда наступает четвертая стадия сна, в организме начинает активно вырабатываться соматотропин – гормон роста, в котором особенно нуждается подрастающее поколение.

Соблюдение второго условия потребует от родителей терпения, настойчивости и еще раз терпения. Речь пойдет о пресловутом, нелюбимом многими детьми распорядке дня. Так заложено природой, что человек оснащен сложным прибором биологическими часами. Если механизм правильно налажен, то работают они не хуже швейцарских, заставляя их обладателя просыпаться и засыпать в одно и то же время. Причем вставать, не прибегая к помощи механического будильника. Такой природный часовой прибор есть у всех живых существ на земле. Без него мишка в берлоге и не знал бы, когда ему из нее выбираться! Ребенок, привыкший к определенному биоритму, чувствует себя значительно спокойнее, менее уставшим, чем тот, чей режим бодрствования и сна нарушен, и не подлежит контролю. Сбившемуся с ритма ученику сложно сосредоточиться на занятиях, он становиться раздражительным, плохо усваивает информацию. Не стоит преуменьшать важность режима школьника.

К сожалению, немногие дети расположены к тому, чтобы завершать игры к положенному сроку. Сделав школьные задания, зачастую садятся к телевизору или интернету, продлевая вечерний отдых на неопределенный срок. Приучить ложиться рано, без истерик реально, хотя не обойдется без определенных усилий и жертв. Отныне, следовать новому образу жизни придется и взрослым. Вариант один – укладываемся в те же часы, что и ваше чадо, или, способ два – минимизируем все шумовые и световые эффекты в доме (звук телевизора, радио, компьютера, яркое освещение). Запрет на подвижные игры, спортивные упражнения перед сном. Лучше, почитайте вместе книгу, порисуйте, составьте картинку из пазлов. Такое времяпровождение не только подготовит, «остудит», но и превратиться в интересный семейный ритуал, что еще больше сблизит вас с малышом. За два-три часа до укладывания в постель, не стоит перекармливать ребенка, поить свежезаваренным чаем и тонизирующими напитками. Помещение, в котором находится детская кровать желательно проветрить, также не забывайте следить за температурой воздуха в нем. Оптимальной для комфортного сна является 20-21 градус по Цельсию.

Здоровый сон для юного организма: Что еще помогает его добиться?

Немаловажным фактором для здорового сна можно назвать регулярные занятия спортом. Запишите ребенка в секцию плавания или волейбола. Еще лучшим вариантом будет посещение спортивного комплекса вместе с ним. Замечательно, если вы возьмете за правило вечерние прогулки всей семьей. Чем больше ваш малыш будет находиться на свежем воздухе, тем качественнее будет его ночной сон и стабильнее нервная система.

Привычка вставать и ложиться одинаково быстро станет нормой, если ни на один день не уклоняться от намеченного плана. Придерживайтесь установленного порядка не только в будние, но и в праздничные и выходные дни. Природу не обманешь.

Встроенный биологический будильник, привыкший придерживаться нового образа жизни, «прозвенит» в привычное ему время. Психология маленького человека устроена так, что любой сбой может привести к расстройству нервной системы. Неплохо, если и другие процессы детской жизнедеятельности будут расписаны по часам и происходить каждый день всегда в одно и то же время. Завтракайте, обедайте, ужинайте, выходите на прогулку, делайте уроки по расписанию. Итогом станет ваше родительское спокойствие, возможность строить планы и здоровье всей семьи.

Источник

Гигиена сна младших школьников

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»

Гигиена сна младших школьников

Значение и определение сна ……………………………………….. 5

Читайте также:  Платья во сне видеть малое

Условия полноценного сна …………………………………………. 6

Результаты анкетирования ………………………………………….. 8

Приложение 2. Памятка «Правила хорошего сна» ………………… 16

Поздно ночью у подушки,

Когда все утомлены,

Вырастают маленькие ушки,

Сон – очень интересное, таинственное явление, привлекающее внимание многих ученых во все времена. Сон (нравится нам это или нет) – жизненная необходимость. Нам очень часто дома говорят: «Ложись спать, уже поздно. Утром опять не разбудить тебя», а в школе постоянно напоминают о режиме дня, о полноценном сне. В самом деле, что мы знаем о сне? Как правильно спать? Сколько должен спать ученик 10 лет? Что нужно делать, чтобы быстрее уснуть? Какие сны видят дети? И от чего это зависит? А есть ли определённые правила для сна? Нам захотелось ответить на все эти вопросы, а затем выявить как спят наши одноклассники и выполняют ли они какие-то правила сна.

Цель нашей работы: выявление выполнения правил сна

обучающимися 4-х классов

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Сформулировать определение сна, узнать продолжительность сна для школьников 10 лет, выявить гигиенические нормы сна.

3. Провести опрос обучающихся 4-х классов по данной теме.

4. На основании проведенного опроса сделать вывод о соблюдении гигиенических норм сна обучающимися.

5. Выяснить причины плохих и хороших снов.

6. Составить памятку «Правила хорошего сна»

Значение и определение сна

В ходе наших теоретических исследований мы выяснили следующее.

Одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности человека является – сон. Сон – одно из состояний организма, в котором человек проводит до одной трети жизни. Оказывается, когда человек спит, его мышцы и мозг как бы отключаются. Они отдыхают и набираются сил, хотя остальные органы продолжают работать. Во сне наш мозг готовится к следующему рабочему дню, приводит себя в порядок. Во время сна поток крови через сосуды мозга уменьшается почти наполовину.

В различных источниках мы нашли следующие определения сна.

Сон (медицинский словарь) – физиологическое состояние, периодически сменяющее бодрствование и характеризующееся у человека отсутствием сознательной психической деятельности, значительным снижением реакций на внешние раздражения.

Сон () – физиологическое состояние покоя и отдыха, наступающее через определенные промежутки времени, при котором полностью и частично прекращается работа сознания.

Сон () – состояние спящего; отдых тела в забытьи чувств.

Условия полноценного сна

Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня. Сон восстанавливает силы организма. Для школьников 10 лет сон должен длиться около 10 часов. Ложиться и вставать нужно в одно и то же время, тогда нервная система приучается к определённому ритму работы и отдыха. Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7-8 часов утра и ложиться в 21-22 часа. Для того, чтобы сон был полноценным не достаточно обращать внимание только на его продолжительность. Важны ещё многие гигиенические нормы сна.

Если позволяет возможность, то должна быть отдельная спальня. В эой комнате не должно быть телевизора. Большое значение имеют устройство и содержание постели. Постель должна быть удобной и достаточно просторной. Постель должна быть предназначена только для сна, на ней нельзя играть, класть вещи и одежду, лежать одетым, читать и не в коем случаи использовать кровать для приема пищи. Длина кровати должна быть на 20 сантиметров длиннее роста. Не рекомендуются чрезмерно мягкий матрац и перина. Если спать на мягкой перине, то происходит «проваливание» туловища, позвоночник искривляется. Но с другой стороны слишком жесткая постель отрицательно действует на кровообращение, заставляет человека часто поворачиваться, что снижает глубину сна. Подушка не должна быть высокой, так как это будет вызывать напряжение мышц шеи. Нужно обратить внимание и на постельное белье. Лучше, если пододеяльник, простыни и наволочки сшиты их хлопчатобумажной ткани. На ночь рекомендуется надевать бельё, предназначенное только для сна. Главное требование к покрою одежды для сна – нигде не стеснять, не стягивать тело, давать ему полных отдых.

Одним из основных условий сохранения глубины сна является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 18-20°. Ещё лучше спать приоткрытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 метра от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на спящего.

Очень полезна перед сном спокойная прогулка на свежем воздухе в течении 30-40 минут. Это обеспечивает достаточную глубину сна и его длительность.

Перед сном необходимо выполнять гигиенические процедуры: чистить зубы, мыть лицо, руки, шею, ноги. Ежедневное мытьё ног перед сном водой комнатной температуры оказывает благоприятное влияние на нервную систему, закаливает и способствует быстрому засыпанию.

Отрицательно влияют на глубину сна шумные игры, просмотры телевизионных передач, чтение и рассказывание волнующих историй пред сном. Все это вызывает глубокие эмоциональные переживания, мешающие спокойному засыпанию, а также вызывает негативные сны. Нет людей, которые хоть однажды не видели бы снов. Сны – это самые разнообразные истории, которые «придумывает мозг», когда мы спим. говорил, что сновидения есть не что иное, как «небывалая комбинация бывалых впечатлений»

Читайте также:  Примерять во сне одну туфлю

Продолжением наших теоретических исследований стало проведение анкетирования среди учеников 4-х классов. На вопросы анкеты (приложение 1) отвечали 38 ребят. После обработки результатов, мы получили следующие данные и сделали выводы:

· Для чего необходим сон?

Вывод: Ответы на данный вопрос были разные, но мы определили, что почти все наши одноклассники понимают важное значение сна.

· Сколько часов вы спите?

Источник

Сон школьников


Про сон школьников

Младшему школьнику (7-10 лет) желательно спать 10-11 часов в сутки. Распределять это время можно по-разному: одному ребёнку подойдёт режим с более продолжительным ночным сном, а вот уложить его спать днём будет сложно, да и незачем. Другой будет чувствовать себя лучше, если ему разрешат вечером лечь спать попозже, одновременно со взрослыми, зато днём, когда он вернётся из школы, ребёнок охотно согласится вздремнуть часок-другой.

Признаки того, что ребёнок не высыпается:

Очень важно выделить время для общения с ребёнком, такое, когда можно будет во всех подробностях обсудить, как прошёл день, расспросить не только мимоходом о делах, но душевно о чувствах и переживаниях.

Тёплая беседа с родителями — очень хороший вариант для того, чтобы закончить дела и готовиться ко сну. И телесный контакт — что может быть приятнее «обнимашек» на ночь?

Если ребенок все ваши действия по налаживанию режима бойкотирует, можно попробовать дать ему самому расхлебать последствия своих поступков (в конце концов, не будет же мама следить за его режимом всю жизнь). Играл до поздней ночи? Твоё право, но утром придётся вставать и одеваться вне зависимости от того, успел ты за оставшееся время выспаться или нет.

Но все же, с младшим школьником, который, не умеет пока ещё связывать своё вялое состояние сегодня и поздний «отбой» вчера, такой метод может оказаться слишком жёстким. Делегировать ребёнку ответственность за свой сон желательно постепенно, опираясь на уже имеющийся у него опыт. «Помнишь, как тяжело тебе было вставать вчера, как трудно было дойти до школы, а уж тем более — выполнять на уроке какие-то задания, читать, писать, слушать? Похоже, это потому, что позавчера ты допоздна играл. Может, сегодня ляжем пораньше?».

Здесь важно учитывать мнение ребенка: он должен сам согласиться в ответ на вашу просьбу подремать днем.

Дневной сон также может помочь, как это не покажется странным, в обратной ситуации, когда ребенок приходит со школы домой «заведенный» и кажется полным сил, но при этом сосредоточиться на уроках не может. Такие дети обычно к вечеру быстро становятся вялыми и капризными. Поэтому здесь тоже стоит предложить ребенку «перезарядить батарейки» небольшой порцией дневного сна.

Каждому ли первокласснику нужен тихий час? Нет, не каждому. Если ребёнок хорошо себя чувствует, не капризничает, к вечеру не выглядит усталым, нормально засыпает вечером и встает утром, то тихий час ему, скорее всего, не нужен. Вы можете легко проверить, нужен ли отдых вашему ребёнку. Сделайте так, как мы советовали чуть выше. Предложите ребёнку лечь в кровать и почитайте ему книгу. Усталый ребёнок скорее всего уснет. И такому ребёнку дневной сон будет полезен.

В конце мы хотели бы поделиться отзывом, его нам оставила мама ребенка, который только-только пошел в школу:

«Добрый день
Пишу отзыв про одеяло совы после почти месяца эксплуатации (одеяло подростковое с шариками-наполнителем).
Покупали для ребёнка 6-ти лет с целью снятия чрезмерного напряжения, усилившегося после начала учебы в нулевом классе школы.
Благодаря практически ежедневному укладыванию ребёнка под одеяло совы днём на время от 10 минут до 1,5 часов, напряжение ребёнка значительно снизилось, а именно практически полностью прошли проявления «тика», ребёнок может под одеялом совы так расслабиться, что даже засыпает днём (ранее этого не происходило уже долгое время). Ну в общем работает идея изобретателя, напряжение уходит. Спасибо)»

Источник

Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером

Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.

Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.

Читайте также:  Кофеин бензоат натрия против сна

Режим дня школьника. Каким он должен быть?

Основными элементами режима дня школьника являются:

-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Физиологически полноценный сон

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

-ложиться спать в одно и то же время;

-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

в 7-10 лет – 10-11 часов;

в 15-17 лет – 9-8 часов

Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Регулярное и достаточное питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе

Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!

Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:

Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;

Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;

Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;

Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.

Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.

Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.

В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.

Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector