Праведник едва спасается толкование

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Пет. 4:17

Свт. Василий Великий

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию

Пророчество начинается словами «на Иудею» (Ис. 1, 1). Ибо, по слову Петра, наступило «время начати суд от дому Божия», потому что самые близкие к нам, естественным образом, наиболее огорчают, когда грешат против нас. И у Иезекииля Господь, повелевая наказать согрешивших, говорит: «от освященных Моих начните» (Иез. 9, 6). Посему и Исаия начал со страны, избранной Богом, и с города, в котором было святилище, им возвещая ожидавшие их бедствия.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию

Некоторый инок, по неисповедимым судьбам Божиим, вступил в поприще искушений. В день вступления его в это поприще, на литургии, читали 62-е зачало Первого соборного послания Петрова: Возлюбленнии, не дивитеся еже в вас разжению ко искушению вам бываему и прочее (1Пет. 4:12). Особенно поразили инока слова, возглашенные апостолом: Время начати суд от дому Божия. Иноку показалось, что эти слова провозглашены именно для него. При наружном действии человеков и бесов, которые суть лишь слепые орудия Божественного промысла, совершается таинственный, высший суд — суд Божий. Если следствием этого суда есть наказание, то оно есть следствие правосудия. Если ж следствие правосудия есть наказание, то оно есть обличение виновности, обличение — от Бога. Напрасно же считаю себя праведным, несправедливо наказываемым, усиливаюсь хитрыми оправданиями, которые сам в совести моей признаю ложью, извинить себя, обвинить людей. Самозванец-праведник! Обрати взоры ума на грехи твои, неведомые человекам, ведомые Богу: и сознаешься, что суды Божии праведны, а твое оправдание — бесстыдное лукавство. С благоговейной покорностью воздай славословие суду Божию и оправдай орудия, избранные Богом для твоего наказания. Мир Христов снизойдет в твое сердце. Этим миром примиришься с твоими скорбями, — с самоотвержением предашь воле Божией себя и все. Одно, одно попечение останется в тебе: попечение о точнейшем, действительном покаянии, разрушающем вражду между человеком и Богом, усвояющем человека Богу. Основание покаяния — сознание, полное сознание своей греховности.

Дневной Апостол 1 февраля 1840 года.

Прп. Максим Исповедник

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится

Вопрос: Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Что значат [слова]: время начаться суду с дома Божия и если праведник едва спасается?

Ведь должно было быть (и подлинно должно было быть), чтобы Господь, являясь по природе Премудрым, Праведным и Сильным, не находился в неведении, как Премудрый, относительно способа исцеления [людей]; как Праведный, Он не принуждал тиранически ко спасению человека, захваченного по его [собственной] свободной воле грехом, а как Всесильный, не ослабевал, исполняя исцеление [людей].

Итак, согласно первому, утвердительному, пониманию [слов]: нечестивый и грешный где явится, [можно сказать, что такой человек] не будет совершенно свободным от очерченной пределами жизни, не имея той Жизни, которая ускользает от всякого описания и которая [пребывает] за пределами всякого места. Согласно второму, отрицательному, [пониманию слов]: где явится, [можно сказать, что нечестивый] не имеет Бога, содержащего [всякую] жизнь [только] ради блага и становящегося местом [упокоения] для всех избранных. Ведь как [нечестивый] будет [жить], не имея Бога в качестве места, обители и утверждения благобытия, которое [опять же может быть только] в Боге? И чтобы сказать просто: если праведник после многих тягостных скорбей спасается, что будет или что случится с тем, кто во время настоящей жизни не сделал ничего для благочестия и добродетели?

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 17-18 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится

Толкование на Первое послание апостола Петра.

Беда Достопочтенный

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию

О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию

Когда придет время начаться суду Божию, то он начнется с лучших и будет переходить к худшим, то есть [начнется] с верующих и заполняющих Церковь Божию. Вот и подумай, если сначала от нас, являющихся домом Божиим, начнется испытание живущих, то каким следует считать конец тех, кто не уверовал в Евангелие Божие? Великие подвиги и страх доставляет [Бог] верующим, чтобы они твердо риал и Судью, перед Которым держат речь. Пробудив их к страху перед Ним, обращает и неверующих божественным учениям, говоря, что неизбежное наказание грядет на них, которое он в свою очередь назвал концом их, очерчивающим тех, кто был в неверии.

Краткое изложение.

Лопухин А.П.

Ст. 17-18 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится

Новое основание или побуждение к благодушному перенесению страданий Апостол указывает как и раньше (ст. 7), в близости Божественного суда, который всею тяжестью обрушится на неверных и нечестивых, но начнется с общества верующих. «Судом или исследованием называет здесь скорби, причиняемые верным от нечестивых, о наступлении коих предвозвещал Господь, говоря: «будут отдавать вас в судилища» и проч. (Мф. 10:17). Наводит на них страх, чтобы отклонить их от жизни рассеянной» (блаж. Феофил.). Суд или испытание Богом начинается с «дома Божия», т. е. с Церкви (ср. 1 Тим. 3:15), с чем согласуется и ветхозаветное пророческое представление (Иер. 25:15-29; Ам. 3:2) и новозаветное – учение Самого Господа (Мф. 24:9; Лк. 21:12). «Начинается суд прежде с дому Божия. Ибо, по словам Василия Великого, мы естественно негодуем на домашних своих, когда они провинятся пред вами. А Богу свои суть не кто иные, как верные, наполняющие дом Его, т. е. Церковь» (Феофил.). Ап. Петр на бедствия и скорби, воздвигаемые на христиан его времени, смотрит, как на начало последнего суда Божия, который со всею силою имеет обрушиться на неверных. Последнюю мысль Апостол выражает сначала вопросом, ст. 17: «если прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию?», а затем, ст. 18, словами ветхозаветного приточника, Притч. 11:31 по тексту LXХ-ти. «Смысл речи такой: если праведник получает спасение с трудом и напряжением (ср. Мф. 11:12; Деян. 14:22), то какую долю получат проводящие жизнь в неге и наслаждениях, – нужно подразумевать, нечестивые, – в будущем веке?» (блж. Феофил.).

Толковая Библия.

Источник

1-е послание Петра 4 глава

Задача христианина двойная — исполнять волю Божию и страдать из угождения Ему. В этой главе нам даются указания относительно того и другого. Обязанности, которым мы призываемся здесь посвятить себя, следующие: умерщвление греха, жизнь для Бога, целомудрие, молитва, милосердие, гостеприимство и наилучшее использование своих талантов; апостол побуждает христиан к этому из тех соображений, что они уже довольно потеряли времени, живя для греха, и что приближается конец всего, ст. 1-11. Относительно страданий Петр предупреждает нас, чтобы мы не удивлялись им, но радовались в них, беспокоясь при этом только о том, чтобы никто не пострадал как злодей. Он ставит их в известность, что приблизилось время страданий, что опасность угрожает не только их телам, но и их душам; а также учит, что самый лучший способ сохранить свою душу это предать ее Богу, делая добро.

Стихи 1-3. В этом отрывке апостол делает новые выводы из рассмотрения страданий Христа. В предыдущей главе он применял их как пример, чтобы побудить к терпению в страданиях, а здесь — чтобы побудить к умерщвлению греха. Заметьте:

I. В какой форме выражен призыв. Что предшествует — Христос пострадал за нас плотию, то есть в человеческой природе. Следствие, или вывод из этого, — «то и вы вооружитесь тою же мыслью, тем же мужеством и решимостью». Слово «плоть» в первой части стиха означает человеческую природу Христа, а в последней части — испорченную природу человека. Итак, его смысл таков: «Как Христос пострадал в Своей человеческой природе, так и вы, согласно вашему обещанию и исповеданию при крещении, заставьте страдать свою испорченную природу, предавая смерти тело греховное путем самоотречения и самоотвержения, ибо если вы не будете страдать таким образом, то не уподобитесь Христу в Его смерти и воскресении и не перестанете грешить». Запомним:

Читайте также:  Плыть по реке сон толкование

1. Страдания Христа являются самым сильным и самым лучшим аргументом против всякого рода греха. Если вы не отложили грех, то теряете всякое сострадание и сочувствие к страдающему Христу. Он умер, чтобы уничтожить грех, Он мог добровольно принять на Себя самые жестокие страдания, но никогда не мог подчиниться даже малейшему греху.

2. Начало всякого истинного умерщвления лежит в душе, а не в наложении епитимий и тяжелых испытаний на тело. Душа человека плотская, она полна вражды, разум его помрачен, будучи отчужден от жизни Божией, Еф 4:18. Человек по своей природе не искренен, но пристрастен, слеп и порочен, пока возрождающая благодать Божия не обновит и не освятит его.

II. Как этот призыв объясняется дальше, ст. 2. Апостол объясняет, что значит быть мертвым для греха и перестать грешить, как с негативной, так и с позитивной стороны. С негативной стороны: христианин должен остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, не для греховных похотей и порочных желаний плотского развращенного человека. С позитивной стороны: он должен сообразовываться с явленной волей Святого Бога. Запомним:

1. Похоти людей являются источником всякого зла, Иак 1:13,14. Каковыми бы ни были искушения, они не смогли бы победить, если бы не собственная испорченность человека.

2. Все искренние христиане делают волю Божию правилом своей жизни и поведения, а не свои похоти и желания.

3. Истинное обращение производит удивительные перемены в сердце и жизни каждого, кто пережил его. Человек отвращается от своих старых плотских похотей, мирских путей и пороков и обращается к воле Божией. Обращение изменяет душу, разум и поведение каждого, испытавшего его на себе.

III. Чем апостол подкрепляет свой призыв (ст. 3): Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, и далее. Здесь апостол мотивирует свой призыв требованиями справедливости. «Это будет всего лишь честно, справедливо и разумно, если вы будете теперь служить живому Богу, как раньше, в течение всей своей прежней жизни, вы служили греху и сатане». Хотя те, к кому обращался апостол, были иудеями, однако, живя среди язычников, они научились их путям. Заметим:

1. Истинно обращенному человеку мучительно думать о том, как он прожил прежние годы своей жизни: о той опасности, к которой он шел так много лет, о зле, причиненном другим, о бесславии, нанесенном Богу, и о собственных потерях; все это причиняет ему боль.

2. Пока воля человека не освящена, порочна, он постоянно ходит грешными путями, он избирает их как свое дело и занятие, наслаждается ими и с каждым днем ухудшает свое и без того скверное положение.

3. Один допущенный грех влечет за собой другой. Здесь перечисляются шесть грехов, и все они взаимосвязаны между собой и зависят один от другого.

(1) Распутство (англ. слово, соответствующее русскому нечистоты. — Прим. переводчика), выражаемое во взглядах, жестах или в поведении, Рим 13:13.

(2) Похоти — распутные действия, такие как блуд и прелюбодеяние.

(3) Пьянство: здесь осуждается чрезмерное употребление вина, наносящее вред здоровью и делу.

(4) Пиршества (в русском тексте аналогичного выражения нет. — Прим. переводчика), то есть роскошные пиры, слишком частые, слишком обильные или слишком дорогие.

(5) Излишество в пище и питии, то есть объедение, прожорливость.

(6) Нелепое идолослужение. Языческие идолослужения сопровождались распутством, пьянством, обжорством и различными проявлениями грубости и жестокости; и эти иудеи, по крайней мере некоторые из них, живя длительное время среди язычников, развратились такими обычаями.

4. Долг христианина — воздерживаться не только от грубых грехов, но и от всего того, что может послужить поводом к греху или повлечь за собой зло. Излишества в пище и питии запрещаются наравне с идолослужением и похотями.

Стихи 4-6. I. Здесь говорится о явной перемене, происшедшей в людях, которые в предыдущем стихе были представлены как большие грешники в прошлом. Они изменили свой образ жизни и круг своих друзей. Заметим отношение к ним со стороны их нечестивых приятелей.

1. Они дивятся, удивляются и изумляются, как чему-то новому и необычному, тому, что их старые друзья так сильно изменились и не участвуют с ними, как прежде, в том же распутстве, в беспробудном пьянстве и наслаждениях чему раньше они так безрассудно и неистово предавались.

(2)И злословят вас. От удивления они перешли к богохульству. Они злословят их, их путь, их веру и их Бога. Запомним:

(1) Тот, кто однажды действительно обратился, не вернется к своему прежнему образу жизни, как бы ни искушали его к этому другие, угрозами или лестью. Ни убеждения, ни упреки не заставят их быть такими, какими они были раньше, или делать то, что они тогда делали.

(2) Нрав и поведение истинных христиан кажутся очень странными для нечестивых людей. Нечестивые не могут понять, как христиане могут презирать то, что все другие любят, верить тому, что другим кажется неправдоподобным, находить удовольствие в том, что другим кажется обременительным и скучным, ревновать о том, в чем нет никакой видимой выгоды, и жить слишком много надеждой.

(3) Самые лучшие поступки благочестивого человека не избегнут критики и злословия неверующих. Поступки, которые стоят добродетельному человеку самой большой боли, опасности и самоотречения, развращенный мир будет критиковать более всего; они злословят добрых людей, хотя сами пользуются плодами их милосердия, сострадания и благости.

II. Для утешения рабов Божиих апостол добавляет:

1. Что все нечестивые люди, особенно злословящие тех, кто не был так плох, как они сами, дадут ответ, будут принуждены дать отчет за свое поведение Тому, Кто готов судить, Кто способен к этому и уполномочен на это и Кто вскоре будет судить и вынесет приговор тем, кто будет тогда жив, и тем, кто будет мертв, но будет воскрешен к тому моменту, Иак 5:8,9; 2Пет 3:7. Заметьте: Злобный мир скоро должен будет дать ответ Великому Богу за злословие народа Его, Иуд. 15. Они скоро будут призваны к отчету за каждое свое проклятие, за каждую свою насмешку и клевету в адрес детей Божиих.

2. Что для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом, ст. 6. Одни понимают это трудное место таким образом: Для того было благовествуемо всем верующим, жившим в древние времена, а ныне мертвым во Христе, чтобы научить и ободрить их переносить неправедные суды и гонения, которым они подвергались по плоти от ярости людей, и жить по Богу духом. Другие понимают это выражение, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом, в духовном смысле, то есть: Евангелие было проповедано им, для того чтобы осудить их и обличить за развращенность их природы и порочность их жизни, когда они жили подобно язычникам или просто как плотские люди; и чтобы, умертвив таким образом свои грехи, они могли жить по Богу, новой духовной жизнью. Согласимся с этим и сделаем для себя выводы.

1. Умерщвление греха и жизнь для Бога вот какие результаты ожидаются от проповеди Евангелия.

2. Бог обязательно рассчитается с теми, в ком проповедь Евангелия не произвела этих добрых плодов. Он вскоре осудит всех, кто тщетно принял Евангелие.

3. Если мы живем по Богу духом, то неважно, как люди судят нас по плоти.

Стихи 7-11. В этом отрывке содержится внушающее страх утверждение, или учение, и вытекающие из него выводы. Само утверждение заключается в том, что близок всему конец. Печальное разорение иудейской Церкви и иудейской нации, предсказанное нашим Спасителем, близко; следовательно, время гонений и страданий очень кратко. Ваша жизнь и жизнь ваших врагов скоро придет к своему концу. Больше того, сам мир уже не будет долго существовать. Огонь положит ему конец, и все будет поглощено бесконечной вечностью. Выводы из этого утверждения заключают в себе ряд призывов.

Читайте также:  Лепестки роз видеть во сне

1. К благоразумию и бодрствованию: «. итак, будьте благоразумны. ст. 7. Будьте степенными, уравновешенными и твердыми, соблюдайте строгую умеренность и благоразумие в использовании всех земных благ. Не позволяйте прежним вашим грехам и соблазнам уловлять вас, ст. 3. Бодрствуйте в молитвах. Старайтесь всегда пребывать в тихом и спокойном расположении духа, необходимом для молитвы, и чаще молитесь, дабы конец не постиг вас внезапно» (Лук 21:34; Мф 26:40,41). Запомним:

(1) Размышление о близком конце является мощным стимулом, побуждающим нас к благоразумию в мирских вопросах и к усердию — в духовных.

(2) Кто хочет, чтобы его молитвы были успешны, должен бодрствовать в молитве. Он должен бодрствовать над своим собственным духом, использовать любой подходящий случай для молитвы и исполнять свой долг наилучшим образом.

(3) Если человек правильно распоряжается своим телом, то это принесет благо его душе. Когда желания и наклонности тела сдерживаются и управляются Словом Божиим и верным разумом, когда интересы тела подчинены интересам и нуждам души, тогда тело не враг, а друг и помощник души.

2. К любви: Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу., ст. 8. Это прекрасный закон христианства. Христиане должны любить друг друга, что включает личную привязанность, желание благоденствия и сердечное стремление способствовать этому. Это взаимное чувство должно быть не прохладным, а усердным, то есть искренним, сильным и постоянным. Этот вид искренней любви рекомендуется апостолом более всего, что указывает на ее важность, Кол 3:14. Любовь больше веры или надежды, 1Кор 13:13. Одно из ее превосходных качеств заключается в том, что она покрывает множество грехов. Запомним:

(1) Среди христиан должна существовать более горячая любовь, чем между другими людьми: Имейте усердную любовь друг ко другу. Апостол не говорит о любви к язычникам, к идолопоклонникам и отступникам, но о любви друг к другу. Братолюбие между вами да пребывает, Евр 13:1. Между всеми искренними христианами существует особое родство, в христианах есть особая приятность и доброта, требующие особой привязанности.

(2)Для христиан недостаточно просто не быть злым, иметь обычное уважение друг к другу, они должны усердно и искренно любить друг друга.

(3) Свойство истинной любви — покрывать множество грехов. Она склоняет человека прощать и забывать обиды, покрывать чужие грехи, а не усугублять их и не разглашать о них. Она учит нас любить немощных и тех, кто до своего обращения был виновен во многих грехах; это приготовляет человека к получению милости из рук Бога, Который обещал прощать прощающих.

3. К страннолюбию, ст. 9. Требуемое здесь странноприимство — это сердечный прием странников и путников. Достойный объект христианского страннолюбия — другой христианин. Близкое родство, бедственное положение христиан во время гонений и притеснений обязывают их быть страннолюбивыми друг к другу. Иногда христиане лишаются всего, что они имели, иногда они вынуждены в целях безопасности удалиться в дальние страны. В таких случаях им бы пришлось умереть от голода, если бы братья-христиане не приняли их. Поэтому правило, излагаемое здесь апостолом, было и мудрым и необходимым. Об этом же мы читаем в Евр 13:1,2; Рим 12:13. Каким образом следует исполнять этот долг; страннолюбие должно быть непринужденным, сердечным, щедрым, без ропота и жалоб на расходы и трудности. Запомним:

(1) Христиане должны не только любить друг друга, но и быть гостеприимными.

(2) Что бы христиане ни делали во исполнение долга любви и гостеприимства, они должны делать это радостно и без ропота. Даром получили, даром давайте.

4. К использованию талантов, cт. 11.

(1) Правило таково: какими бы мы ни обладали дарами, естественными или сверхъестественными, какие бы ни были нам даны силы и способности или возможности делать добро, мы должны служить ими друг другу, считая себя не хозяевами, а домостроителями многоразличной благодати Божией, или разнообразных даров Божиих. Запомним:

[1] Какой бы способностью творить добро мы ни обладали, мы должны признать, что это — дар Божий и приписывать его Божией благодати.

[2] Какой бы дар мы ни получили, мы должны смотреть на него как на дар, полученный для служения другим. Мы не должны присваивать его себе или держать его под спудом, но должны служить им друг другу и прилагать к этому все старание.

[3] Принимая и используя многоразличные дары Божий, мы должны смотреть на себя всего лишь как на домостроителей и действовать соответственно этому. Таланты, вверенные нам, — это собственность Господа, и их следует использовать так, как Он предписывает. От домостроителей требуется, чтобы каждый оказался верным.

(2) Апостол иллюстрирует свои наставления о дарах двумя примерами — даром слова и даром служения и дает относительно них следующие правила:

[1]Говорит ли кто, служитель ли народу, христианин ли в частной беседе, должен говорить как слова Божий; это правило касается темы наших разговоров. То, что говорят или чему учат христиане в своих личных беседах, или служители — в собраниях, должно быть чистым словом Божиим. Что касается манеры говорить, то она должна быть серьезной, благоговейной и торжественной, достойной святых божественных слов.

[2] Служит ли кто, либо как дьякон, распределяя церковную милостыню и заботясь о бедных, либо как частное лицо, делами милосердия и благотворительности, пусть служит по силе, какую дает Бог. Тот, кто получил от Бога достаток и способность, должен служить соответственно своему достатку и способностям. Необходимо следовать этим правилам и исполнять их в своей практической жизни с той целью, чтобы во всем, во всех ваших дарах и служениях, прославлялся Бог, чтобы другие видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16) чрез Иисуса Христа, Кто приобрел дары и дал их человекам (Еф 4:8), единственно через Кого мы сами и наше служение могут быть угодны Богу (Евр 13:15), Кому, Иисусу Христу, принадлежат слава и держава во веки веков. Аминь. Запомним:

Во-первых, Долг христианина в его частных беседах, как и долг служителя в его публичных выступлениях, — говорить о Боге, Мал 3:16; Еф 4:29; Пс 114:10-12.

Во-вторых, Каждый проповедник Евангелия должен заботиться о том, чтобы точно держаться Слова Божиего и относиться к этому Слову так, как того достойны истины Божий.

В-третьих, Христиане должны не только исполнять свой долг, но делать это усердно, прилагая все свои способности. Сама природа труда христианина, труда наивысшего и непростого, благость и доброта Учителя, превосходство награды — все это требует серьезных и энергичных усилий, чтобы все, что мы призваны делать во славу Божию и для блага других, мы делали со всей энергией.

В-четвертых, Во всех своих повседневных обязанностях и делах мы должны стремиться к славе Божией как к своей главной цели, и все прочие цели должны быть подчинены этой одной, она должна освящать наши обычные действия и дела, 1Кор 10:31.

В-пятых, Никакими своим делами мы не прославим Бога, если не совершим их через посредничество и заслуги Иисуса Христа. Дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Который является единственным путем к Отцу.

В-шестых, Преклонение апостола перед Иисусом Христом и приписывание Ему неограниченной и вечной славы и державы доказывает, что Христос — Всемогущий Бог для всех благословенных вовеки веков. Аминь.

Стихи 12-19. Частое повторение советов и утешительных слов в адрес страдающих христиан — в каждой главе этого послания — свидетельствует о том, что самую серьезную опасность для этих новообращенных представляли гонения, постигшие их в связи с принятием христианства. Правильное поведение христиан в страданиях — это самая трудная часть их долга, но тем не менее необходимая как для славы Христа, так и для их собственного утешения; поэтому апостол, призвав их в первой части главы к великому долгу умерщвления греха, теперь указывает им на необходимый долг терпения в страданиях. Заметьте:

I. Любезную манеру, с которой апостол обращается к этим несчастным рассеянным христианам: они были его возлюбленными, ст. 12.

II. Его совет, данный им относительно их страданий; он состоит в следующем.

1. Что они не должны чуждаться этих страданий, не должны удивляться им как какому-то странному приключению, ибо:

(1) Хотя эти страдания были суровыми, огненными, однако они предназначались только для испытания их, а не для погибели: для испытания их искренности, твердости, терпения и упования на Бога. Напротив, они должны радоваться в своих страданиях потому что их по праву можно назвать Христовыми страданиями. Они того же самого рода и за то же самое дело, что и Христовы страдания; они уподобляют нас Христу, Он страдает вместе с нами и сочувствует нашим слабостям; и если мы являемся участниками в Его страданиях, то будем также участниками в Его славе и встретим Его с великой радостью в день Его славного явления, когда Он придет судить Своих врагов и венчать Своих верных слуг, 2Фес 1:7 и далее. Запомним:

Читайте также:  Один час сна днем рождения

[1] Истинные христиане любят и признают детей Божиих в их самом униженном и бедственном положении. Апостол признает этих бедных страдающих христиан и называет их своими возлюбленными. Истинные христиане никогда не бывают так добры друг к другу, как в дни бедствий.

[2] У христиан нет оснований удивляться злобе и преследованиям этого мира, считать их странными, потому что их предупреждали об этом. Сам Христос претерпел все это; прощать всем, отрекаясь себя, — вот условия, на которых Он принимает нас в ученики к Себе.

[3] Христиане должны не только терпеть, но радоваться в самых жестоких своих страданиях за Христа, потому что они являются знаком Божиего благоволения, содействуют благовествованию и подготавливают нас к славе. Те, кто радуются, страдая ради Христа, будут вечно торжествовать и радоваться в явление Его славы.

(2) От огненных испытаний апостол переходит к менее жестоким преследованиям — к злословию и клевете, ст. 14. Он допускает, что такой род страданий будет их уделом: они будут подвергаться оскорблениям, клевете, злословию за имя Христа. В таких случаях, утверждает апостол, вы блаженны, «потому что с вами пребывает Дух Божий, чтобы укреплять и утешать вас; а Дух Божий есть также Дух славы, Который проведет вас через все испытания, чудесно выведет вас из них и приготовит и запечатлит для вечной славы. Этот Дух славы почивает на вас, пребывает с вами, в вас, поддерживает вас и благоволит к вам; разве это не великие привилегии? Он. прославляется вашим терпением и стойкостью в страданиях, вашим упованием на обетования Божий, вашей верностью Слову Божиему, открываемому для вас Духом Святым, а презрением и упреками, обрушивающимися на вас, Он хулится». Запомним:

[1] Самые лучшие люди и все самое лучшее в этом мире обычно подвергаются поношениям. Иисуса Христа и Его последователей, Духа Божиего и Евангелие злословят в этом мире.

[2] Блаженство добрых людей не только совместимо с их бедствиями, но даже проистекает из них: Вы блаженны.

[4] Поношение и злословие, каким добрые люди подвергаются со стороны злых, Дух Божий воспринимает как относящиеся к Нему: теми Он хулится.

[5] Когда добрых людей злословят за имя Христа, Дух Святой прославляется в них.

2. Что они должны заботиться о том, чтобы не пострадать заслуженно, как злодеи, ст. 15. кто-то может подумать, что такое предостережение излишне для таких отличных христиан, какими были они. Но враги обвиняли их в этих и других страшных преступлениях, поэтому апостол, говоря о правилах христианской веры, посчитал необходимым сделать такое предостережение, запретить им причинять вред жизни или имуществу других, или совершать какое бы то ни было зло, или посягать на чужое (англ. без нужды и без просьбы вмешиваться в чужие дела. — Прим. переводчика). К своему предостережению апостол добавляет указание, что если кто страдает как христианин и в христианском духе терпения, тот должен считать это не позором для себя, а честью, и прославлять Бога, удостоившего его такой участи, ст. 16. Запомним:

(1) Наилучшие из людей нуждаются в предостережении против наихудших грехов.

(2) В страданиях, которые мы сами навлекаем на себя своим собственным грехом и безрассудством, очень мало утешения. Мучеником делает человека не страдание как таковое, а дело, за которое он страдает.

(3) У нас есть основание благодарить Бога за честь, если Он призывает нас пострадать за Его истину и Евангелие, за преданность христианскому учению или христианским обязанностям.

3. Что приближаются их испытания, и они должны подготовиться к ним, ст. 17, 18.

(1) Он говорит им, что пришло время начаться суду с дома Божия. Таков обычный метод провидения Божиего: когда Он наводит великие бедствия и страшные суды на все народы, то начинает обычно со Своего собственного народа, Ис 10:12; Иер 25:29; Иез 9:6. «Близко время всеобщего бедствия, предсказанного нашим Спасителем, Мф 24:9,10. Поэтому все предыдущие призывы к терпению особенно важны для вас. При этом вас должны поддерживать следующие два соображения.

[1] Эти суды только начнутся с вас, с дома Божиего, с Его семьи, и вскоре закончатся; ваше испытание с целью исправления будет продолжаться недолго.

[2] Ваши беды будут легкими и кратковременными в сравнении с тем, что постигнет нечестивый мир, ваших соотечественников иудеев и неверующих, идолопоклонников, среди которых вы живете: Какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» Запомним:

Во-первых, Самые лучшие из слуг Божиих имеют в себе столько недостатков, что Богу бывает необходимо иногда исправлять и наказывать их Своими судами. Суд начинается с дома Божия.

Во-вторых, Условия жизни в этом мире для принадлежащих к семье Божией самые наихудшие. Это наихудшее положение вполне терпимо и скоро закончится.

В-третьих, Непокоряющиеся Евангелию Божию, будь то отдельные личности или целые общества, не принадлежат к Его Церкви и семье, хотя, возможно, и претендуют на это. Апостол делает различие между непокорными и домом Божиим.

В-четвертых, Страдания праведников в этой жизни предвещают невыразимые мучения, грядущие на непокорных и неверующих: Какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? Кто может выразить или предсказать, каким ужасным будет их конец?

(2) Апостол указывает на неотвратимую гибель нечестивых: Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (ст. 18). Этот стих взят из Прит 11:31: Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику. Мы можем взять из этого следующее:

[1] Тяжелые страдания праведников в этом мире — печальное предзнаменование значительно более страшных судов, грядущих на нераскаявшихся грешников. Если же спасение, о котором говорится здесь, понимать в самом высоком его смысле, тогда мы можем извлечь для себя следующий урок:

[2] Спасти свои души — это наибольшее, что мы можем сделать; так много страданий, искушений и трудностей необходимо победить, так много грехов следует умертвить, ворота настолько тесны, и путь настолько узок, что праведник должен приложить все свои усилия, на какие он способен, чтобы спастись. Абсолютная необходимость спасения пусть уравновешивает трудности, связанные с ним. Учтите: Вначале ваши трудности очень большие, но Бог предлагает Свою благодать и помощь, борьба будет длиться недолго, только будьте верными до смерти, и получите венец жизни, Отк 2:10.

[3] Нечестивые и грешники обречены на погибель. Где они явятся? Как они предстанут пред своим Судией? Где они смогут показаться? Если праведник едва спасается, то нечестивый, конечно, погибнет.

4. Если они призваны страдать по воле Божией, то должны, главным образом, заботиться о сохранении своих душ, которые подвергаются в дни бедствий серьезной опасности и не могут быть сохранены иначе, как только путем предания их Богу; Он будет охранять наши души, если мы предадим их Ему, делая добро, ибо Он Создатель их, исключительно по благости Своей Он дал много добрых обетовании о вечном спасении души и покажет Себя верным и истинным в исполнении их, ст. 19. Запомним:

(1) Все страдания, переживаемые праведниками, постигают их по воле Божией.

(2) Долг христианина — при любых бедствиях больше заботиться о сохранении своей души, нежели о спасении своего тела. Душа — это величайшая ценность, и тем не менее находится в самой большой опасности. Если страдания извне поднимают внутри досаду, раздражение и другие греховные и мучительные страсти, то душа очень сильно страдает. Если не хранить душу как должно, то преследования могут привести к отступлению, Пс 114:3.

(3) Единственный способ сохранить свою душу — это предать ее Богу, делая добро. Предайте ваши души Богу путем торжественного посвящения, молитвы и будьте постоянны в добром деле, Рим 2:7.

(4) Когда праведники находятся в бедствии, у них имеется великое ободрение: Бог есть их Создатель, верный в Своих обетованиях, и они могут предать Ему Свои души.

толкование Мэтью Генри на 1-е послание Петра, 4 глава

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Коротко о самом интересном
Adblock
detector