Где купить
Вернуться в блог
11.08.2016 14:17:00

Развитие эмоционального интеллекта у детей

В последние годы специалисты наблюдают рост количества детей с различными отклонениями в психоэмоциональном развитии. Симптомами этих отклонений являются враждебность и агрессия, повышенная тревожность, перепады настроения, импульсивность. Все это серьезно осложняет взаимоотношения малыша с окружающими и в последующем может негативно сказаться на развитии личности.
Давайте разбираться, почему это происходит и как с этим бороться. 

Что такое эмоциональный интеллект 

Этот термин специалисты сформулировали как способность понимания, оценки, управления и выражения чувств, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности. 

Если мы говорим о детях, то у них можно наблюдать такие проявления эмоционального интеллекта: 

  • умение строить контакты со сверстниками и взрослыми; 
  • ориентироваться в поведенческих ситуациях; 
  • определять и анализировать не только свои чувства и поведение, но и окружающих людей; 
  • сочувствовать другим людям; 
  • проявлять лидерские качества; 
  • находить компромиссы в спорных ситуациях. 
В 3-4 года ребенок распознает только некоторые эмоции окружающих и чаще всего оценивает героев сказок или поступки окружающих только как хорошие или плохие. А к 4-5 годам он уже способен воспринимать полутона, осознавать свои чувства, рассказывать о них и даже понимать, что их вызвало.

Однако эмоциональный интеллект может быть не только со знаком «+», но и со знаком «-», ведь обман, манипуляции, хитрость также являются проявлениями эмоционального интеллекта, но имеют негативную моральную окраску. 

baby.jpg

Зачем его развивать

Согласно последним исследованиям успешность человека всего на 20% зависит от уровня развития интеллекта и почти на 80% от эмоционального развития. А это означает, что для гармоничного воспитания ребенка гораздо важнее не кругозор и логика, а способности контроля и управления чувствами.

Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом: 

  • стрессоустойчив и психологически вынослив; 
  • легче принимает решения; 
  • способен мыслить нестандартно; 
  • быстрее включается в образовательный процесс. 
Когда его развивать 

В дошкольном возрасте ребенок активно развивается в эмоциональном плане, он учится считаться с мнениями и желаниями других людей, ставить себя на место партнера, стремится к признанию и при этом открыт для культурных и общественных ценностей, которые пытаются донести до него взрослые. Кроме того, опыт восприятия мира дошкольником очень прочен, поэтому так важно использовать именно этот период для развития эмоционального интеллекта. 

1154166.jpg

Как его развивать

  • Не стесняйтесь показывать ребенку свои переживания, он должен понимать, что вы тоже умеете чувствовать. 
  • Обучайте малыша распознавать свои чувства и описывать их. 
  • Описывайте эмоции, которые вы вместе наблюдаете у окружающих или при просмотре мультфильмов и чтении детских книг, учите малыша внимательности и наблюдательности. 
  • Разрешайте свободно выражать свои чувства, обсуждайте различные варианты их проявления. 
  • Используйте ролевые игры, чтобы обыгрывать различные трудные ситуации, с которыми малыш может столкнуться в жизни. 
  • Открыто обсуждайте ситуации, связанные с негативным поведением, проговаривайте, какие чувства толкают кроху на крик, капризы, агрессию и т.п. 
  • Говорите о своих недостатках, ребенок должен понимать, что в мире нет ничего совершенного. 
  • Контролируйте игры, книги, мультфильмы, занимающие время вашего малыша. Это позволит снизить поток агрессии, получаемой им извне. 
  • Учите оптимистичному взгляду на мир. Ведь в любой сложной ситуации можно найти светлые стороны. 
  • Будьте честны с ребенком даже в непростых и неприятных для вас вопросах. 
  • Поддерживайте дружбу крохи со сверстниками. 
  • Чаще собирайтесь семьей. 
  • Демонстрируйте на личном примере упорство на пути к цели и умение не поддаваться унынию и преодолевать разочарования. 
Comfortable-You-Can-Get.jpg

Игры на развитие эмоций 

  • Из цветной бумаги или картона вырезаем сердечки, которые будут символизировать хорошие поступки. Предлагаем малышу в конце дня сложить в шкатулку столько сердечек, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребенок не может ничего вспомнить, нужно помочь ему увидеть даже незначительные проявления доброты, сочувствия, готовности помочь. 
  • Аналогично из черной бумаги вырезаем тучки и складываем их в мешок, описывая то, чем мы сегодня не можем гордиться. Договариваемся с крохой, что все наши обиды и злость отправляются в этот мешок, а мешок выбрасывается. 
  • Можно вдвоем с малышом, а лучше всей семьей вечером, говорить друг другу по очереди приятные и добрые слова. Тот, кому предназначена похвала, благодарит и принимает эстафету комплиментов следующему участнику. 
Эмоциональное состояние ребенка — залог его физического и душевного здоровья. Ведь эмоции никуда не уходят, и навсегда остаются в нашем подсознании. Они формируют характер малыша и делают его таким, какой он есть: жизнерадостным и грустным, открытым и замкнутым, отзывчивым и черствым. И наша задача научить кроху побеждать страх, уныние, злость, обиду и жадность, научить его сопереживать, радоваться, удивляться и не сдаваться ни при каких обстоятельствах.